Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
(от 07.06.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 3 по 16 декабря 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 29 декабря 2015 г. по 10 марта 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/12-15/00043098). Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 21 по 26 апреля 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых замечания и предложения поступили от Ассоциации европейского бизнеса.
Проект акта подготовлен разработчиком в инициативном порядке "в целях сокращения объемов незаконно ввозимых и реализуемых на территории Российской Федерации товаров легкой промышленности, в том числе фальсифицированных и контрафактных путем усиления ответственности за такие деяния".
Проектом акта предусматривается внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) "в части введения уголовной ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров легкой промышленности в крупном размере, определения крупного размера, а также условий расчета размера стоимости незаконно перемещенных товаров легкой промышленности. Кроме того, проект федерального закона содержит нормы об исключении из Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации положений об установлении перечня изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности, подлежащих уничтожению. При этом предлагается закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации обязанность лица, привлеченного к ответственности, по возмещению расходов на уничтожение изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности".
1. Представляется, что разработчиком не представлено достаточных обоснований необходимости разработки проекта акта.
1.1. Согласно данным пункта 3.3 сводного отчета основной санкцией за указанные правонарушения является штраф. Отмечается, что "количество наложенных сумм штрафов, назначаемых в качестве наказания по делам об административных правонарушениях по главе 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), увеличивается с каждым годом, однако их собираемость находится на низком уровне".
Обращаем внимание, что разработчиком не приведена динамика собираемости штрафов по указанной выше статье 16 КоАП. Не представлены также данные о количестве выявленных правонарушений, а также лиц, привлеченных к ответственности. Остается неясным, наблюдается ли резкий рост выявленных правонарушений в области незаконного перемещения продукции легкой промышленности через таможенную границу Евразийского экономического союза, что могло явиться причиной пересмотра действующей системы наказаний.
Кроме того, остается неясным, что понимается под "низким уровнем" собираемости штрафов и причинах этого.
1.2. Согласно пункту 3.4.7 приказа N 290 в ходе анализа причин невозможности устранения проблемы самими участниками соответствующих общественных отношений (без вмешательства государства) разработчику в пункте 3.4 раздела 3 сводного отчета необходимо обосновать, почему без введения нового правового регулирования проблема не может быть решена.
При оценке перспектив дальнейшего развития рассматриваемой проблемы в качестве инструмента анализа может быть использован сценарный прогноз. В случае, если возможны несколько сценариев развития событий, необходимо дать их описание и оценку условий, при которых наиболее возможным оказывается тот или иной сценарий.
Обращаем внимание, что разработчиком такого обоснования проектируемого регулирования в пункте 3.4 сводного отчета не представлено.
1.3. Не представлен также международный анализ опыта в соответствующих сферах. В соответствии с пунктом 5.3 сводного отчета в части обоснования соответствия целей правового регулирования принципам правового регулирования, программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации разработчиком указано следующее: "цель предлагаемого проектом постановления регулирования соответствует общим принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации".
Обращаем внимание, что согласно пункту 3.6.3 приказа Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290 "Об утверждении формы сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия, формы заключения об оценке регулирующего воздействия, методики оценки регулирующего воздействия" при указании на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
1.4. Разработчиком не представлено данных об оценке количества участников отношений, интересы которых будут затронуты проектируемым регулированием "в связи с отсутствием источников необходимых данных". Представляется, что при осуществлении государственного регулирования и определении новых мер воздействия необходимо понимать порядок цифр, характеризующий количество хозяйствующих субъектов, подпадающих под такое регулирование.
1.5. Обращаем внимание, что процедура оценки регулирующего воздействия проектов актов (проектов поправок, проектов решений) осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования общественных отношений на основе анализа альтернативных вариантов и возможных положительных и (или) отрицательных последствий (экономических, социальных, экологических) введения такого регулирования, а также обеспечения возможности учета мнений лиц, интересы которых затрагиваются предлагаемым правовым регулированием. Методология проведения оценки регулирующего воздействия и порядок представления полученных результатов должны обеспечивать предоставление объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования, всем заинтересованным лицам.
2. Разработка проекта акта противоречит позиции Президента Российской Федерации, определенной в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Совета Федерации Российской Федерации от 3 декабря 2015 г.,
о необходимости декриминализации ряда статей УК РФ и переведении преступлений, не представляющих большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.
Обращаем также внимание, что по инициативе Президента Российской Федерации был принят Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в соответствии с которым была декриминализирована товарная контрабанда и введена ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2012 г. N 923 "Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации". В указанный перечень включены водные биоресурсы, лесоматериалы, каменный уголь, кокс, нефть, нефтепродукты, природный газ, пушнина, драгоценные камни и металлы, а также некоторые другие сырьевые ресурсы и товары, контрабанда которых в крупных размерах может нанести значительный ущерб экономической безопасности России; наряду с этим в перечень вошли объекты дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 г., или занесенные в Красную книгу Российской Федерации.
3. Обращаем внимание, что законодательство Российской Федерации, Евразийского экономического союза (далее - ЕЭС) не содержит понятия "товары легкой промышленности". В настоящее время на территории ЕЭС действуют технические регламенты Таможенного союза "О безопасности продукции легкой промышленности" (ТР ТС 017/2011)", "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" (ТР ТС 007/2011)", которыми определен перечень продукции, относящейся к понятию "продукция легкой промышленности". Таким образом, проектируемые нормы УК РФ носят неопределенный характер.
4. Проектируемой статьей 200.3 УК РФ полностью дублируются нормы статьи 200.2 УК РФ "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий". При этом следует отметить, что если в отношении алкогольной продукции и табачных изделий установленное пунктом 1 примечания к статье 200.2 УК РФ определение крупного размера совершенных деяний, предусмотренных данной статьей УК РФ (250 тыс. руб.), является оправданным (учитывая среднюю цену единицы указанной продукции и изделий (за исключением дорогостоящих элитных сортов), то в отношении незаконно перемещаемых товаров легкой промышленности предусматриваемый проектируемой статьей 200.3 УК РФ предельный размер их общей стоимости является необоснованно заниженным.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2014 г. N 180 "Об утверждении перечня товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота или конфискованных при производстве по уголовным делам или делам об административных правонарушениях и подлежащих уничтожению, а также о порядке их уничтожения" к товарам легкой промышленности относятся в том числе изделия (включая верхнюю одежду) из натурального меха и кожи. Учитывая среднюю стоимость указанных изделий на мировом и российском рынке, представляется необходимым существенно увеличить предлагаемый предельный размер общей стоимости незаконно ввозимых товаров легкой промышленности.
5. Согласно статье 6 УК РФ наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
6. Следует также отметить, что в настоящее время административным законодательством Российской Федерации уже предусмотрены меры административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений (статьи 16.1. "Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки"; 16.2. "Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров"; 16.3. "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации" КоАП). При этом исходя из норм указанных статей КоАП к предусматриваемым ими мерам административной ответственности привлекаются лица, совершившие соответствующее правонарушение вне зависимости от тяжести данного правонарушения.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.