Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 25.02.06 Эксплуатация беспилотных авиационных систем"
(подготовлен Минобрнауки России 10.06.2016 г.)
В соответствии с пунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121), пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 25.02.06 Эксплуатация беспилотных авиационных систем.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от "____"__________2016 г. N____
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности
25.02.06 Эксплуатация беспилотных авиационных систем
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 25.02.06 Эксплуатация беспилотных авиационных систем для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Федеральный государственный образовательный стандарт разработан на основе соответствующих профессиональных стандартов*(1).
1.3. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 25.02.06 Эксплуатация беспилотных авиационных систем имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена, с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах*(2).
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс;
АВС - автономное воздушное судно;
БАС - беспилотная авиационная система;
БПВС - беспилотное воздушное судно;
ВНП - внешний пилот;
ДПАС - дистанционно пилотируемая авиационная система;
ДПВС - дистанционно пилотируемое воздушное судно;
СВНП - станция внешнего пилота;
СФОПН - системы функционального оборудования полезной нагрузки;
СКВГ - системы крепления внешнего груза.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 25.02.06 Эксплуатация беспилотных авиационных систем в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации*(3) |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения |
среднее общее образование |
Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев*(4) |
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: летная и техническая эксплуатация беспилотных авиационных систем и систем функционального оборудования полезной нагрузки на воздушном транспорте.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
беспилотные авиационные системы (БАС), включая ДПАС и АВС;
системы функционального оборудования полезной нагрузки БПВС;
системы передачи и обработки информации БАС;
процессы управления при летной эксплуатации ДПВС и АВС;
процессы взаимодействия со службами организации и управления воздушным движением;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Эксплуатация БАС с использованием ДПВС и АВС самолетного типа.
4.3.2. Эксплуатация БАС с использованием ДПВС и АВС вертолетного типа, мультикоптеров и конвертопланов (с вертикальным взлетом и посадкой).
4.3.3. Эксплуатация и обслуживание функционального оборудования полезной нагрузки БПВС, систем передачи и обработки информации, а также систем крепления внешних грузов (СКВГ).
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Определять место, цели, назначение и экономическую значимость и направления развития будущей области профессиональной деятельности
ОК 2. Организовывать собственную профессиональную деятельность и деятельность подчиненного персонала, исходя из поставленных задач.
ОК 3. Адаптировать специализированные когнитивные и практические умения и методы для решения четко определенных, сложных и нестандартных проблем в области профессиональной деятельности.
ОК 4. Организовывать собственное профессиональное развитие и самообразование в целях эффективной профессиональной и личностной самореализации и развития карьеры, а также обучение подчиненного персонала
ОК 5. Адаптировать методы и способы решения профессиональных задач деятельности применительно к различным контекстам.
ОК 6. Оценивать качество результатов собственной деятельности и деятельности подчиненного персонала с целью ее совершенствования.
ОК 7. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации из широкого набора источников, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и развития собственной профессиональной деятельности и деятельности подчиненного персонала.
ОК 8. Использовать информационно-коммуникационные технологии, в т.ч. специализированные программные продукты для решения профессиональных задач и личностного развития.
ОК 9. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей и различий социального и культурного контекста.
ОК 10. Осуществлять профессиональную коммуникацию на иностранном языке применительно к освоенному уровню квалификации и области профессиональной деятельности.
5.2. Специалист по эксплуатации беспилотных авиационных систем должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Эксплуатация БАС с использованием ДПВС и АВС самолетного типа.
ПК 1.1. Сохранять летную годность БАС с использованием ДПВС и АВС самолетного типа (с различными вариантами взлета и посадки) и их функциональных систем на этапе летной эксплуатации.
ПК 1.2. Обеспечивать летную эксплуатацию БАС с использованием ДПВС и АВС самолетного типа (с различными вариантами взлета и посадки) и их функциональных систем в ожидаемых условиях эксплуатации и особых ситуациях.
ПК 1.3. Осуществлять взаимодействия со службами организации и управления воздушным движением.
ПК 1.4. Обеспечивать безопасность и экономическую эффективность полетов.
ПК 1.5. Проводить комплекс мероприятий по проверке исправности, работоспособности и готовности БПВС, станции внешнего пилота, систем обеспечения полетов и их функциональных элементов к использованию по назначению.
ПК 1.6. Проводить комплекс планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности БАС с ДПВС и АВС самолетного типа к использованию по назначению.
ПК 1.7. Вести учет срока службы, наработки объектов эксплуатации, причин и продолжительности простоев авиационной техники.
5.2.2. Эксплуатация БАС с использованием ДПВС и АВС вертолетного типа, мультикоптеров и конвертопланов (с вертикальным взлетом и посадкой).
ПК 2.1. Сохранять летную годность БАС с использованием ДПВС и АВС вертолетного типа, мультикоптеров и конвертопланов (с вертикальным взлетом и посадкой) и их функциональных систем на этапе летной эксплуатации.
ПК 2.2. Обеспечивать летную эксплуатацию БАС с использованием ДПВС и АВС вертолетного типа, мультикоптеров и конвертопланов (с вертикальным взлетом и посадкой) и их функциональных систем в ожидаемых условия эксплуатации и особых ситуациях.
ПК 2.3. Осуществлять взаимодействия со службами организации и управления воздушным движением.
ПК 2.4. Обеспечивать безопасность и экономическую эффективность полетов.
ПК 2.5. Проводить комплекс мероприятий по проверке исправности, работоспособности и готовности БПВС, станции внешнего пилота, систем обеспечения полетов и их функциональных элементов к использованию по назначению.
ПК 2.6. Проводить комплекс планово-предупредительных работ по обеспечению исправности, работоспособности и готовности БАС с ДПВС и АВС вертолетного типа, мультикоптеров и конвертопланов к использованию по назначению.
ПК 2.7. Вести учет срока службы, наработки объектов эксплуатации, причин и продолжительности простоев авиационной техники.
5.2.3. Эксплуатация и обслуживание функционального оборудования полезной нагрузки БПВС, систем передачи и обработки информации, а также систем крепления внешних грузов (СКВГ).
ПК 3.1. Осуществлять входной контроль функциональных узлов, деталей и материалов оборудования полезной нагрузки БПВС в соответствии с разработанным технологическим процессом.
ПК 3.2. Эффективно использовать основное и вспомогательное оборудование и материалы.
ПК 3.3. Осуществлять проведение стандартных и сертификационных испытаний.
ПК 3.4. Осуществлять метрологическую проверку изделий.
ПК 3.5. Осуществлять техническую эксплуатацию бортовых систем и оборудования полезной нагрузки, вычислительных устройств и систем.
ПК 3.6. Осуществлять техническую эксплуатацию бортовых систем регистрации полетных данных, сбора и передачи информации, включая системы фото- и видеосъемки, а также иные системы мониторинга земной поверхности и воздушного пространства.
ПК 3.7. Проводить подключение приборов, регистрацию необходимых характеристик и параметров и обработку полученных результатов.
ПК 3.8. Осуществлять наладку, настройку, регулировку и опытную проверку оборудования и систем в лабораторных условиях и на БПВС
ПК 3.9. Осуществлять ведение эксплуатационно-технической документации.
ПК 3.10. Осуществлять контроль качества выполняемых работ.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов: общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык в профессиональной деятельности", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
2970 |
1980 |
|
|
ОГСЭ.ОО |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
618 |
412 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1-9 |
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI вв.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1-9 |
уметь: в области аудирования: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний в пределах литературной нормы на известные темы (профессиональные и бытовые), в области чтения: понимать тексты на базовые повседневные и профессиональные темы в области общения: общаться в большинстве типичных ситуаций, без предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые) в области письма: писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы знать: правила построения простых и сложных повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений правильные и неправильные глаголы основные времена глаголов и правила их использования степени сравнения прилагательных основные предлоги и правила их использования артикли и правила из использования правила формирования страдательного залога основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности особенности произношения правила чтения |
|
158 |
ОГСЭ.ОЗ. Иностранный язык в профессиональной деятельности |
ОК 1-10 |
|
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
316 |
158 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
ОК 2, 3, 6 ПК 1.2, 2.2, 3.8 |
ЕН.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
150 |
100 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности; знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел, теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления |
|
|
ЕН.01. Математика |
ОК 1-6, 9 ПК 1.8, 2.7, 3.8 |
уметь: использовать изученные прикладные программные средства в профессиональной деятельности; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; общий состав и структуру персональных электронно- вычислительных машин и вычислительных систем; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ |
|
|
ЕН.02. Информатика |
ОК 1 - 6, 9 ПК 1.6, 2.5, 3.1, 3.3, 3.4, 3.6, 3.7 |
|
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2202 |
1468 |
|
|
ОП.ОО |
Общепрофессиональные дисциплины |
504 |
360 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: читать кинематические схемы; проводить расчет и проектировать детали и сборочные единицы общего назначения; проводить сборочно-разборочные работы в соответствии с характером соединений деталей и сборочных единиц; определять напряжения в конструкционных элементах; производить расчеты элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость; определять передаточное отношение; анализировать системы сил, действующих на самолет в различных полетных ситуациях; определять кинематические параметры, характеризующие движение самолета; выполнять основные расчеты по теоретической механике, сопротивлению материалов и деталям машин; знать: виды машин и механизмов, принцип действия, кинематические и динамические характеристики; типы кинематических пар; типы соединений деталей и машин; основные сборочные единицы и детали; характер соединения деталей и сборочных единиц; принцип взаимозаменяемости; виды движений и преобразующие движения механизмы; виды передач; их устройство, назначение, преимущества и недостатки, условные обозначения на схемах; передаточное отношение и число; методику расчета элементов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах деформации; конструктивные особенности деталей и механизмов, используемых в авиаконструкциях |
|
|
ОП.01. Техническая механика |
ОК 1-4, 6-9 ПК 1.1, 1.7, 2.1, 2.5, 3.9 |
уметь: использовать основные законы и принципы теоретической электротехники и электронной техники в профессиональной деятельности; читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; собирать электрические схемы; знать: способы получения, передачи и использования электрической энергии; электротехническую терминологию; основные законы электротехники; характеристики и параметры электрических и магнитных полей; свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов, составления электрических и электронных цепей; правила эксплуатации электрооборудования |
|
|
ОП.02. Электротехника и электронная техника |
ОК 1-4, 6-9 ПК 1.2, 1.6, 1.7, 2.2, 2.5, 2.6, 3.1, 3.5, 3.6, 3.7, 3.8, 3.9 |
|
уметь: выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда, в т.ч. оценку условий труда и травмобезопасности; проводить вводный инструктаж подчиненных работников (персонала), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; разъяснять подчиненным работникам (персоналу) содержание установленных требований охраны труда; вырабатывать и контролировать навыки, необходимые для достижения требуемого уровня безопасности труда; вести документацию установленного образца по охране труда, соблюдать сроки ее заполнения и условия хранения; знать: системы управления охраной труда в организации; законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации; обязанности работников в области охраны труда; фактические или потенциальные последствия собственной деятельности (или бездействия) и их влияние на уровень безопасности труда; возможные последствия несоблюдения технологических процессов и производственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); порядок и периодичность инструктирования подчиненных работников (персонала); порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной защиты |
|
|
ОП.03. Охрана труда |
ОК 1-4, 6-9 ПК 1.5, 2.4, 3.5, 3.11 |
|
уметь: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ; выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов; определять твердость металлов; определять режимы отжига, закалки и отпуска стали; подбирать способы и режимы обработки металлов (литьем, давлением, сваркой, резанием и др.) для изготовления различных деталей; осуществлять аэродромный контроль качества горючесмазочных материалов в процессе эксплуатации авиатехники; знать: основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов; классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве; основные сведения о назначении и свойствах металлов и сплавов, о технологии их производства; особенности строения металлов и их сплавов, закономерности процессов кристаллизации и структурообразования; виды обработки металлов и сплавов; сущность технологических процессов литья, сварки, обработки металлов давлением и резанием; основы термообработки металлов; способы защиты металлов от коррозии; требования к качеству обработки деталей; виды износа деталей и узлов; свойства смазочных и абразивных материалов; классификацию и способы получения композиционных материалов; специальных жидкостей при эксплуатации воздушных судов; основные свойства материалов, применяемых в авиационной промышленности, свойства и условия применения горюче-смазочных материалов |
|
|
ОП.04. Материаловедение |
ОК 1-4, 6-9 ПК 1.8, 2.7, 3.2, 3.10 |
|
уметь: читать конструкторскую и технологическую документацию по профилю специальности; выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике; выполнять эскизы, технические рисунки и чертежи деталей, их элементов, узлов в ручной и машинной графике; выполнять графические изображения технологического оборудования и технологических схем в ручной и машинной графике; оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; знать: правила чтения конструкторской и технологической документации; способы графического представления объектов, пространственных образов, технологического оборудования и схем; законы, методы и приемы проекционного черчения; требования государственных стандартов Единой системы конструкторской документации и Единой системы технологической документации; правила выполнения чертежей, технических рисунков, эскизов и схем; технику и принципы нанесения размеров; классы точности и их обозначение на чертежах; типы и назначение спецификаций, правила их чтения и составления |
|
|
ОП.05. Инженерная графика |
ОК 1-4, 6-9 ПК 1.8, 2.7, 3.10 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации |
|
|
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-9 ПК - все |
|
уметь: определять статические и динамические нагрузки на элементы конструкций БПВС на различных этапах полета; знать: основы аэродинамики и динамики полета БПВС самолетного и вертолетного типов, центровку, этапы полета БПВС; основные типы конструкции гражданских БПВС (планер, системы управления, энергетические системы, топливные системы); летно-технические характеристики гражданских БПВС; классификацию двигателей БПВС и принципы работы, компоновку различных типов гражданских БПВС |
|
|
ОП.07. Основы аэродинамики, динамики полета и летно-технические характеристики беспилотных воздушных судов |
ОК 1 - 5, 8 ПК 1.1 - 1.5, 2.1, 2.2, 2.4, 3.4 |
|
уметь: определять вид и параметры передаточных функций элементов автоматики беспилотных авиационных систем; производить статический и динамический расчет систем; производить анализ неисправностей и отказов; практически получать статические и динамические характеристики элементов авиационной автоматики и оценивать по ним их работоспособность системы в целом; знать: основные принципы управления, построения и функционирования систем автоматического управления полетом; основные методы анализа автоматических систем управления беспилотных воздушных судов; принципы работы, конструктивные особенности элементов авиационной автоматики беспилотных авиационных систем |
|
|
ОП.08. Основы автоматики и автоматического управления |
ОК 2 - 4 ПК 1.1 - 1.3, 1.13, 1.15, 1.16 |
|
уметь: применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой; использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества; приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; знать: основные понятия метрологии; задачи стандартизации, ее экономическую эффективность; формы подтверждения качества; терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ; |
|
|
ОП.09. Метрология, стандартизация и подтверждение качества |
ОК 2 - 4 ПК 1.2 - 1.4, 1.13, 1.15, 1.16 |
|
уметь: производить техническое обслуживание авиационных радиотехнических систем БПВС, станций внешнего пилота и систем обеспечения полетов, обеспечивая безопасность, экономичность и регулярность полетов; знать: современные программы и методы технического обслуживания радиоэлектронных систем; организацию технической эксплуатации и текущего ремонта радиоэлектронных систем беспилотных авиационных систем |
|
|
ОП.10. Техническая эксплуатация радиотехнического авиационного оборудования |
ОК 2 - 4 ПК 1.1, 1.2, 1.5, 1.13, 1.15, 1.16 |
|
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1698 |
1132 |
|
|
ПМ.01 |
Эксплуатация беспилотных авиационных систем с использованием дистанционно пилотируемых воздушных судов и автономных воздушных судов самолетного типа В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по планированию, подготовке и выполнению полетов на ДПВС и АВС самолетного типа (с различными вариантами проведения взлета и посадки); по развертыванию и использованию станции внешнего пилота и другого оборудования обеспечения полетов в различных условиях эксплуатации, по подготовке к использованию в полете приборного и электро- и радиотехнического оборудования (бортовых комплексов и станции внешнего пилота); в использовании и практическом применении взлетных и посадочных параметров; в применении основ авиационной метеорологии, получении и использовании метеорологической информации; в пользовании аэронавигационными картами; в использовании аэронавигационной документации; по локализации ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; уметь: составлять полётные программы с учетом особенностей функционального оборудования полезной нагрузки, установленного на БПВС и характера перевозимого внешнего груза; управлять ДПВС в пределах его эксплуатационных ограничений; плавно и точно выполнять все маневры; принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете; применять знания в области аэронавигации; выполнять расчеты массы и центровки БПВС с установленной полезной нагрузкой; знать: правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства ВНП; правила полетов; правила обслуживания ДПВС и АВС; принципы работы силовых установок, систем и приборного, электро- и радиотехнического оборудования ДПВС и АВС; эксплуатационные ограничения ДПВС и АВС и применяемых силовых установок; соответствующие эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или другого содержащего эту информацию документа; влияние установки систем функционального оборудования полезной нагрузки (СФОПН) и центровки на летные характеристики и на поведение ДПВС и АВС в полете; порядок планирования полетов с учетом их видов и выполняемых задач; соответствующие правила обслуживания воздушного движения; основы авиационной электросвязи, порядок донесений о местоположении; правила выполнения полетов в сегрегированном и несегрегированном воздушном пространстве; связь человеческого фактора с безопасностью полетов; соответствующие меры предосторожности и порядок действий в аварийных ситуациях, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных для полета явлений; основы авиационной электросвязи, правила ведения радиосвязи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов и правилам полетов по приборам; порядок действий при потере радиосвязи; положения законодательных и нормативно правовых актов в области обеспечения транспортной (авиационной) безопасности |
|
|
МДК.01.01. Беспилотные авиационные системы с дистанционно пилотируемыми воздушными судами и автономными воздушными судами самолетного типа, функциональные системы, их летная и техническая эксплуатация, обеспечение безопасности полетов |
ОК 1 - 9 ПК 1.1 - 1.8, 3.1-3.11 |
ПМ.02 |
Эксплуатация беспилотных авиационных систем с дистанционно пилотируемыми воздушными судами и автономными воздушными судами вертолетного типа, мультикоптеров и конвертопланов (с вертикальным взлетом и посадкой) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: по планированию, подготовке и выполнению полетов на ДПВС и АВС вертолетного типа; по развертыванию и использованию станции внешнего пилота и другого оборудования обеспечения полетов в различных условиях эксплуатации, по подготовке к использованию в полете приборного и электро- и радиотехнического оборудования (бортовых комплексов и станции внешнего пилота); в использовании и практическом применении взлетных и посадочных параметров; в применении основ авиационной метеорологии, получении и использовании метеорологической информации; в пользовании аэронавигационными картами; в использовании аэронавигационной документации; по локализации ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; уметь: составлять полётные программы с учетом особенностей функционального оборудования полезной нагрузки, установленного на БПВС и характера перевозимого внешнего груза; управлять ДПВС в пределах его эксплуатационных ограничений; плавно и точно выполнять все маневры; принимать правильные решения и квалифицированно осуществлять контроль и наблюдение в полете; применять знания в области аэронавигации; выполнять расчеты массы и центровки БПВС с установленной полезной нагрузкой; знать: правила и положения, касающиеся обладателя свидетельства ВНП; правила полетов; правила обслуживания ДПВС и АВС; принципы работы силовых установок, систем и приборного, электро- и радиотехнического оборудования ДПВС и АВС; эксплуатационные ограничения ДПВС и АВС и применяемых силовых установок; соответствующие эксплуатационные данные из руководства по летной эксплуатации или другого содержащего эту информацию документа; влияние установки систем функциональной полезной нагрузки (СФОПН) и центровки на летные характеристики и на поведение ДПВС и АВС в полете; порядок планирования полетов с учетом их видов и выполняемых задач; соответствующие правила обслуживания воздушного движения; порядок донесений о местоположении; правила выполнения полетов в сегрегированном и несегрегированном воздушном пространстве; связь человеческого фактора с безопасностью полетов; соответствующие меры предосторожности и порядок действий в аварийных ситуациях, включая действия, предпринимаемые с целью обхода опасных метеоусловий, турбулентности в следе и других опасных для полета явлений; основы аэродинамики и практическую аэродинамику эксплуатируемого БПВС; правила ведения радиосвязи и фразеологии применительно к полетам по правилам визуальных полетов и правилам полетов по приборам; порядок действий при потере радиосвязи; положения законодательных и нормативно правовых актов в области обеспечения транспортной (авиационной) безопасности |
|
|
МДК.02.01. Беспилотные авиационные системы с дистанционно пилотируемыми воздушными судами и автономными воздушными судами вертолетного типа, функциональные системы, их летная и техническая эксплуатация, обеспечение безопасности полетов |
ОК 1 - 9 ПК 2.1 - 2.7, ПК 3.1-3.11 |
ПМ.03 |
Эксплуатация и обслуживание функционального оборудования полезной нагрузки беспилотного воздушного судна, систем передачи и обработки информации, а также систем крепления внешних грузов В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: технического обслуживания приборов, электро- и радиотехнического оборудования систем функциональной полезной нагрузки беспилотных летательных аппаратов по всем видам регламентных работ; уметь: использовать системы крепления внешних грузов для осуществления доставки с помощью БАС с использованием дистанционного и автоматического управления посредством посадки, спуска и сброса; использовать бортовые системы регистрации полетных данных, сбора и передачи информации, включая системы фото- и видеосъемки, а также иные системы мониторинга земной поверхности и воздушного пространства. выполнять работу по технической эксплуатации электронного, приборного оборудования и электроэнергетических систем, поиску и устранению дефектов в работе оборудования, учету отказов, проведению мероприятий по повышению надежности оборудования в соответствии с действующими стандартами и нормативными документами; осуществлять наладку, настройку, регулировку и проверку оборудования и систем в лабораторных условиях и на БПВС; проводить техническое обслуживание оборудования, подключать приборы, регистрировать необходимые характеристики и параметры и проводить обработку полученных результатов; вести эксплуатационно-техническую документацию, разрабатывать инструкции и другую техническую документацию, а также разрабатывать и изготавливать нестандартное оборудование; изучать с целью использования в работе справочную и специальную литературу; знать: общие сведения об обслуживаемых беспилотных летательных аппаратах; правила технической эксплуатации, регламенты и технологию обслуживания систем функциональной полезной нагрузки БПВС; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий для сбора и передачи информации; методы обработки полученной полетной информации, возможные неисправности оборудования, способы их обнаружения и устранения |
|
|
МДК.03.01. Электронные системы функциональной полезной нагрузки беспилотного воздушного судна и систем крепления внешних грузов |
ОК 1 - 9 ПК 3.1 - 3.11 |
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1296 |
936 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4266 |
2844 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
35 нед. |
1260 |
|
ОК - все ПК - все |
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
|
|
|
|
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 3
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме
обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
79 нед. |
Учебная практика |
35 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
18 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с настоящим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППССЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубах;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(5).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.7. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.11. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
|
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед |
|
промежуточная аттестация |
2 нед. |
|
каникулы |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.13. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(6).
7.14. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация программы ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля) и педагогическое образование. Профессиональный модуль выполнения работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих реализуется мастерами производственного обучения, имеющими соответствующую квалификацию. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.16. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 4 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.17. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.*(7)
7.18. Образовательная организация должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации или обеспечивать доступ к необходимым ресурсам, в том числе на условиях аутсорсинга и/или в рамках сетевого взаимодействия. Материально-техническая база должна соответствовать действующим экологическим, санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
социально - экономических дисциплин;
иностранного языка в профессиональной деятельности;
математики;
информатики;
инженерной графики;
электротехники и электроники;
авиационной метеорологии;
воздушной навигации;
экономики и менеджмента;
безопасности жизнедеятельности;
безопасности полетов;
аэродинамики;
конструкции БАС;
конструкции двигателей БПВС;
приборного и электрорадиотехнического оборудования БАС;
охраны труда.
Лаборатории:
аэродинамики;
электротехники;
технических средств обучения;
приборного и электрорадиотехнического оборудования;
вычислительной техники.
Тренажеры, тренажерные комплексы:
учебные аэродромы, посадочные площадки;
тренажерный центр;
симуляторы БАС;
штурманские классы.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности. Мастерские и лаборатории должны быть оснащены рабочими местами с комплектом оборудования, инструментов, необходимых для освоения данных видов деятельности (Приложение 2).
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам*(8).
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
Приложение 1
к ФГОС СПО
по специальности 25.02.06 Эксплуатация
беспилотных авиационных систем
ПЕРЕЧЕНЬ
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена
Код по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов |
Наименование профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
25331 (должность служащих) |
Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом |
Приложение 2
-------------------------------------------
*(1) На момент разработки отсутствуют.
*(2) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72).
*(3) ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППССЗ ориентирован на 4-6 уровень квалификации в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов Профессиональных стандартов" от 12 апреля 2013 года N148н.
*(4) Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
*(5) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72.
*(6) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; N 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149; N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736; N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331; N 23, ст. 2869; N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 11, ст. 1094; N 14, ст. 1556; N 26, ст. 3365; N 30, ст. 4247; N 49, ст. 6923, ст. 6924; N 52, ст. 7542, ст. 7544; 2015, N 13, ст. 1802).
*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22 ,ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72
*(8) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.