Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации"
(подготовлен ФАС России 16.06.2016 г.)
Проект федерального закона "Об особенностях оборота нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации поручений Правительства Российской Федерации о повышении предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на рынках нефти и нефтепродуктов Российской Федерации и соответствует основным направлениям энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р (далее - Стратегия).
Согласно пункту 4 раздела V Стратегии, стратегической целью политики развития внутренних энергетических рынков является устойчивое удовлетворение внутреннего спроса на энергетические ресурсы высокого качества по стабильным и приемлемым для российских потребителей ценам на основе создания и развития энергетических рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли.
Данная составляющая государственной энергетической политики является ключевой для развития энергетического сектора и экономики страны в целом.
Достижение энергетической безопасности осуществляется на базе реализации всех основных составляющих государственной энергетической политики, исходя в том числе из следующих важнейших принципов: стимулирование развития отечественного производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью и повышения качества нефтепродуктов за счет ужесточения стандартов качества моторного топлива, модернизации нефте- и газоперерабатывающих комплексов на территории России, совершенствование государственного контроля над уровнем экономической концентрации на энергетических рынках, создание и развитие отечественных систем биржевой торговли всеми видами топливно-энергетических ресурсов, совершенствование системы доступа к энергетической инфраструктуре.
В этих целях ФАС России предлагает реализовать комплекс мер, в рамках
пресечения ограничивающих конкуренцию действий со стороны участников рынка нефти и нефтепродуктов, повышение эффективности регулирования отношений, возникающих при обороте нефти и нефтепродуктов, обеспечение развития конкуренции на рынках нефти и нефтепродуктов.
Целями законопроекта являются:
1) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговли нефтью и нефтепродуктами в Российской Федерации;
2) обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, осуществляющих торговлю нефтью и нефтепродуктами, баланса экономических интересов производителей и потребителей, продавцов и покупателей;
3) создание условий для эффективного функционирования рынков нефти и нефтепродуктов.
В настоящее время отношения в сфере оборота нефти и нефтепродуктов регулируются рядом общих для всех отраслей экономики нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и т.п.). Действующее законодательство не всегда в полной мере учитывает специфику деятельности организаций нефтяного комплекса, а также его структурные особенности.
Рынок нефти и нефтепродуктов Российской Федерации имеет олигопольный характер. Вертикально-интегрированные нефтяные компании (далее - ВИНК) занимают основную долю на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов. Доступ независимых участников рынка к перерабатывающим мощностям и инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов затруднен.
Доминирующее положение и возможность ВИНК переносить центр прибыли в любом звене реализации (добыча - переработка - опт - розница), дает ВИНК возможность осуществлять ценовое давление на независимых участников рынка на всех сегментах рынка. Таким образом, в связи с использованием хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынках нефти и нефтепродуктов, трансфертного ценообразования, розничные цены демпфируют существенные колебания оптовых цен.
В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, существует необходимость в нормативном регулировании отношений, возникающих на рынках нефти и нефтепродуктов.
Реализация законопроекта позволит усовершенствовать законодательство в нефтяной отрасли, и тем самым обеспечить прозрачность ценообразования, унификацию требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, упростить процедуру организации торговой деятельности для субъектов мелкооптовой и розничной торговли, а также создать основу для формирования рыночного и недискриминационного механизма реализации нефти и нефтепродуктов.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не определен понятийный аппарат в части предпринимательской деятельности, связанной с оборотом нефти и нефтепродуктов, что создает проблемы в правоприменительной практике. Законопроектом закрепляются понятия оптовой торговли нефтепродуктами и розничной торговли моторным топливом.
Законопроект дополнительно формулирует ряд требований структурного и поведенческого характера, которые способствуют созданию реальных конкурентных условий на внутреннем рынке.
В частности, не допущение сделок слияний и приобретений или выделения земельных участков под постройку автозаправочных комплексов тем хозяйствующим субъектам, доля которых на соответствующем рынке превышает 35 процентов.
Дополнительно формулируются требования к обеспечению доступа к инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов, в том числе недискриминационный доступ к хранилищам моторного топлива (в случае если доля емкости хранилища превышает 35 % от общей емкости хранилищ в субъекте Российской Федерации), а также приоритетность представления услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов для покупателей на биржевых торгах.
Установлена особенность временного вывода объектов по производству нефтепродуктов в ремонт, особенность накопления и использования запасов нефтепродуктов, а также требование по организационному обособлению по видам деятельности предприятий, которые занимаются оптовой и розничной реализацией моторного топлива. Независимые АЗС должны покупать топливо на тех же условиях, что и сбытовые компании - владельцы АЗС, которые входят в состав ВИНК.
Кроме того, законопроектом закреплен правовой статус субъектов правовых отношений при обороте нефти и нефтепродуктов, такие как: обязанность раскрытия информации об объемах добытой нефти и остатках на нефтехранилищах (хранилищах нефти), об объемах переработанной нефти, произведенных нефтепродуктов, остатках нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах (хранилищах нефтепродуктов), и обязанность вести раздельный учет по видам деятельности (в разрезе отдельных видов нефтепродуктов), что позволит уйти от трансфертного ценообразования и формировать справедливые цены внутреннего рынка.
Законопроектом регламентируется ответственность за неисполнение требований указанного законопроекта, а также предусматривается принудительная реорганизация судом по иску антимонопольного органа юридического лица, не соблюдающего требования законопроекта.
В настоящее время на развитых конкурентных рынках уже существуют нормы, аналогичные положениям законопроекта. Так, ограничение на совершение сделок в отношении имущества, необходимого для осуществления розничной торговли установлено Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельностью в Российской Федерации". Запрет на совмещение деятельности введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетики".
В целях предупреждения злоупотребления хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующие положение, стабилизации ситуации на рынках нефти и нефтепродуктов, формирования рыночных условий оборота нефти и нефтепродуктов, необходимо принятие законопроекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.