Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предусматривает установление самостоятельного вида административного наказания - лишения специального разрешения (лицензии), предоставленного юридическому лицу. Указанный вид административного наказания предлагается применять в случае выявления фактов грубых нарушений лицензионных требований и условий юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Включение данного вида административного наказания в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволит внести определенность оснований для правоприменения норм Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части возможности аннулирования лицензии на основании решения суда.
Кроме этого, законопроектом вводятся новые виды административных правонарушений в сфере охраны здоровья. Так, например, законопроектом предлагается введение самостоятельных статей, предусматривающих право непосредственно органа по контролю и надзору в сфере здравоохранения приостанавливать действие лицензий на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в случае выявления фактов грубых нарушений лицензионных требований и условий. Кроме этого, законопроект устраняет правовой пробел в части отсутствия в действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушения правил лабораторной и клинической практики при проведении клинических и доклинических исследований лекарственных средств. Вместе с тем несоблюдение вышеуказанных правил может оказать влияние на правильную оценку эффективности и безопасности лекарственного препарата, а также нарушить права граждан, принимающих участие в клинических исследованиях.
Аналогично отсутствие ответственности за нарушение порядков оказания медицинской помощи в части несоблюдения установленных ими обязательных требований, влияющих на качество медицинской помощи, и прав граждан в сфере охраны здоровья не позволяет в полной мере применять меры воздействия при выявлении в ходе проверок должностными лицами Росздравнадзора нарушений качества и безопасности медицинской деятельности. Кроме этого, анализ деятельности Росздравнадзора позволяет говорить об острой необходимости установления административной ответственности за нарушение порядков оказания медицинской помощи в связи с угрозами причинения вреда жизни и здоровью граждан в результате данных нарушений.
В 2013 году Росздравнадзором проведено 5746 проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи. Число внеплановых проверок составило 3626 (64,1% от общего количества проверок).
Отмечается высокая доля внеплановых проверок, основанием для которых явились обращения граждан, содержащих сведения о возникновении угрозы либо причинении вреда жизни и здоровью - 2446 проверок (67,4 % внеплановых проверок), а также внеплановых проверок, проведенных на основании требований органов прокуратуры - 433 проверки (11,9% внеплановых проверок).
В 2014 году Росздравнадзором проведено 6890 проверок соблюдения медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи (на 19% больше, чем в 2013 году).
Сохраняются высокие показатели внеплановых проверок, количество которых составило 4347 (63,1% от общего количества проверок).
Также сохраняется высокая доля внеплановых проверок, основанием для которых явились обращения граждан, содержащих сведения о возникновении угрозы либо причинении вреда жизни и здоровью - 1699 проверок (39% внеплановых проверок), внеплановых проверок проведенных на основании требований органов прокуратуры - 371 проверка (8,5% внеплановых проверок).
В результате проведенных в 2013 году проверок выявлено 3073 случая нарушений порядков оказания медицинской помощи (53,4% от общего количества проверок). В 2014 году отмечен рост выявляемых случаев нарушения порядков оказания медицинской помощи - нарушения выявлены в 4914 случаях (71,3% от общего количества проверок).
Основными проблемами при исполнении медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи в 2013 и 2014 годах являлись нарушения стандартов оснащения (33,2% и 47,1% проведенных проверок соответственно) и нарушение требований к организации деятельности медицинской организации (6,5% и 15,7% проведенных проверок соответственно).
Во всех случаях выявления в 2013 и 2014 годах нарушений порядков оказания медицинской помощи Росздравнадзором выдавались предписания об устранении выявленных нарушений. Таким образом, анализ статистических данных контрольно-надзорной деятельности Росздравнадзора в 2013-2014 гг. позволяет установить, что, несмотря на выдаваемые при нарушении порядков оказания медицинской помощи предписания об устранении выявленных нарушений, сохраняются высокие показатели числа внеплановых проверок, основанием для которых являются обращения граждан, содержащих сведения о возникновении угрозы либо причинении вреда жизни и здоровью. Отмечается тенденция к росту выявляемых случаев нарушения порядков оказания медицинской помощи, в том числе нарушения стандартов оснащения и нарушения требований к организации деятельности медицинской организации.
Таким образом, выдача предписаний является недостаточно эффективной мерой воздействия для устранения имеющихся нарушений в данной сфере здравоохранения.
В качестве более эффективных мер воздействия для устранения нарушений в сфере здравоохранения в части соблюдения установленных правил и порядков законопроектом предлагается внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях целый ряд статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение установленных правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), правил прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, а также административную ответственность за нарушение установленных порядков проведения различных видов экспертиз (медико-социальной, экспертизы временной нетрудоспособности, военно-врачебной, независимой военно-врачебной). Кроме этого, законопроектом предлагается установить административную ответственность за: нарушения порядка проведения медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза; нарушения порядков проведения профилактических медицинских осмотров; нарушение установленного порядка прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них; нарушение установленного порядка проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; нарушение установленного порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; нарушение установленного порядка расследования и учета профессиональных заболеваний; нарушение установленных правил медицинского освидетельствования летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации; нарушение порядка медицинского освидетельствования граждан для выдачи лицензии на право приобретения оружия; нарушение порядка организации и проведения медицинского освидетельствования, обследования граждан Российской Федерации при первоначальной постановке на воинский учет; нарушение порядка медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан при призыве на военную службу; нарушение установленного порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности осужденных лиц, лиц подозреваемых в совершении преступлений; нарушение установленного порядка освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления его результатов в отношении лиц, которые управляют транспортными средствами соответствующего вида; правил медицинского освидетельствования судоводителей маломерных судов, нарушение установленного порядка организации и производства судебно-психиатрических экспертиз в отделения судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений; нарушение порядков проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Введение административной ответственности за нарушение вышеперечисленных порядков и правил позволит внести необходимое дополнительное правовое регулирование, в том числе, в такие важные социальные сферы как защита прав детей, инвалидов, работников, безопасность транспорта.
Введение предлагаемой законопроектом административной ответственности за нарушения требований федерального законодательства в сфере охраны здоровья будет являться важным фактором предупреждения и пресечения деятельности физических и юридических лиц, не соответствующей указанным требования федерального законодательства.
Кроме этого, законопроектом предлагается усилить административную ответственность за нарушение законодательства в сфере обращения лекарственных средств, путем увеличения суммы штрафов за нарушение правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, в частности за ситуации связанные с отпуском сотрудниками организаций розничной торговли лекарственных препаратов, подлежащих отпуску только на основании рецептов врача, без них.
Законопроектом предлагается расширить полномочия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в части предоставления указанному органу исполнительной власти права рассматривать дела об административных правонарушениях по целому ряду статей об установлении административной ответственности вводимых законопроектом, а также, в целях оптимизации рассмотрения данной категории дел об административных правонарушениях, дела о нарушении запрета курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, несоблюдения требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения (на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг).
Законопроект позволит повысить эффективность и качество оказания медицинской помощи в Российской Федерации, а также усилить ответственность за нарушения федерального законодательства в сфере здравоохранения.
Принятие законопроекта не потребует внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Введение в действие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.