Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Росалкогольрегулирования "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 г. N 149" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Росалкогольрегулированием (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 21 июля по 10 августа 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 12 по 25 августа 2015 г. По результатам публичных обсуждений в отношении проекта акта и сводного отчета замечаний и предложений не поступало.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/08/07-15/00037450).
Проект акта разработан в целях реализации норм Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 490-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 490-ФЗ) в части распространения его действия на сельскохозяйственных товаропроизводителей, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развития сельского хозяйства".
Подпунктом "в" пункта 5 статьи 1 Закона N 490-ФЗ в пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) были внесены изменения, согласно которым требования по оснащению автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции не распространяются на основное технологическое оборудование для производства вина, игристого вина (шампанского) сельскохозяйственными товаропроизводителями из винограда, выращенного на виноградниках, принадлежащих им на праве собственности или на праве аренды, а также на основное технологическое оборудование организаций, осуществляющих производство только вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители осуществляют учет объема поставок вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда с применением технологических средств, а учет розничной продажи - без применения таких средств. Кроме того, подпунктом "б" пункта 8 статьи 1 Закона N 490-ФЗ в пункт 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие обязанность сельскохозяйственных товаропроизводителей осуществлять учет производства, хранения, поставок и розничной продажи вина, вина игристого (шампанского). Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. N 801 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу регулирования производства отдельных видов винодельческой продукции" определена необходимость утверждения формы и порядка заполнения заявок о фиксации, подтверждений о фиксации и уведомления об отказе в фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) информации сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющими поставки вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, а также внесения информации об объеме использования сырья для производства готовой продукции всеми участниками алкогольного рынка.
Проектом акта определяются положения о порядке заполнения и представления в ЕГАИС информации об объеме производства продукции (в том числе об использовании сырья), представляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также особенности заполнения заявок о фиксации, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации информации в ЕГАИС, особенности форм и порядка заполнения запросов о предоставлении информации, содержащейся в ЕГАИС, а также форм справок, предоставляемых территориальными органами Росалкогольрегулирования на основании этих запросов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Минэкономразвития России во исполнение пункта 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия в период с 17 по 24 сентября 2015 г. провело публичные консультации с органами и организациями, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, по результатам которых были получены позиции ЗАО "ВИЛАШ", ОАО "МВКЗ "КиН", ассоциации "Винодельческий союз" (справка прилагается).
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод, что проект акта не содержит положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Росалкогольрегулирования "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 г. N 149"
В рамках оценки регулирующего воздействия на проект приказа Росалкогольрегулирования "О внесении изменений в приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 г. N 149" (далее - проект акта) в период с 17 по 24 сентября 2015 г. были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности.
В рамках публичных консультаций проект акта был направлен в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, Союз виноградарей и виноделов России, компанию Simple и другие.
В Минэкономразвития России по результатам публичных консультаций поступили следующие замечания и предложения.
ЗАО "ВИЛАШ".
Проект акта содержит нормы, позволяющие трактовать их неоднозначно в части проектируемого пункта 5.8.1. Порядок заполнения и сроки представления заявки о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве за сутки.
"В первом абзаце указано: "Заявка о фиксации в ЕГАИС сведений о производстве за сутки фиксируется в ЕГАИС не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции после фиксации соответствующих файлов АСИиУ. В случае отсутствия производства продукции за сутки заявка не представляется".
При этом ниже указано: "в полях "5. Номер документа" и "6. Дата заявки" указываются соответственно порядковый номер заявки и ее дата. Фиксация заявки со статусом "Создано" с одной и той же датой не допускается".
Таким образом, за одни сутки возможна фиксация только одной заявки. В связи с этим может возникнуть неоднозначное толкование условий о фиксации заявки по каждому наименованию производимой продукции: должна проводиться фиксация отдельных заявок по каждому наименованию производимой продукции (что невозможно, поскольку фиксация заявок со статусом "Создано" с одной и той же датой не допускается), либо одной заявки с указанием каждого наименования производимой продукции".
ОАО "МВКЗ "КиН".
"В рассматриваемом проекте отсутствует указание на отображение сведений о производстве продукции за сутки, при осуществлении производства такой продукции с целью последующего экспорта:
Приложение N 5 к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21 мая 2014 г. N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов", дополнением к которому служит указанная в проекте заявка, содержит в том числе такие Заявки как "Заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат)" (п. 5.1 Приложения N5), и "Заявка о фиксации в ЕГАИС информации о получении продукции (в том числе импорт), о первичных остатках продукции" (п.5.2 Приложения N5). При этом согласно Порядку заполнения указанных заявок (п.5.1.1 и 5.2.1 соответственно), установлена обязанность организаций отображать информацию об отгрузке и приемке продукции при осуществлении импорта или экспорта такой продукции.
Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 12 171-ФЗ при осуществлении производства алкогольной продукции, предназначенной для последующего экспорта, нанесение федеральных специальных марок организацией-производителем не осуществляется.
Однако описание сведений, содержащихся в подразделе "Информация о нанесенных ФСМ", не подразумевает под собой не обязательность заполнения указанного подраздела при заполнении информации об объемах произведенной продукции, предназначенной для последующего экспорта. Таким образом, отсутствие ссылки на необязательность заполнения раздела "Информация о нанесенных ФСМ", при заполнении сведений о производстве алкогольной продукции, может привести к неоднозначному толкованию заполнения информации об объемах произведенной продукции, в части обязательности отображения объемов алкогольной продукции, предназначенных для последующего экспорта".
Ассоциация "Винодельческий союз" (далее - корреспондент, ассоциация).
По мнению ассоциации проблема, описанная разработчиком в сводном отчете, актуальна. Принятие проекта акта позволит решить указанную проблему, даст возможность сельхозтоваропроизводителям получать федеральные специальные марки и производить вина защищенных географических указаний и защищенных наименований места происхождения. Вместе с тем, по мнению корреспондента не все сельхоз товаропроизводители, расположенные в сельской местности, смогут заполнять данные расчеты. В качестве наименее затратного и (или) более эффективного способа решения проблемы ассоциация "Винодельческий союз" предлагает "данную функцию передать саморегулируемой организации".
Проект акта не содержит норм, противоречащих действующему законодательству, а также положений и терминов, позволяющих их толковать неоднозначно.
Кроме того, ассоциация предлагает "не распространять наказание по КоАП РФ" на сельхозтоваропроизводителей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.