Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
(подготовлен Минтрудом России 22.07.2015)
Настоящий законопроект подготовлен в соответствии со статьей 421 Трудового кодекса Российской Федерации в рамках работы по поэтапному доведению минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) до величины, предусмотренной статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При этом в соответствии со статей 421 Трудового кодекса Российской Федерации порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливаются федеральным законом. Соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят. В настоящее время величина МРОТ устанавливается в абсолютном выражении (рублей в месяц) и включается в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников.
При этом соотношение междуМРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного населения продолжает снижаться с 77,7% в 2009 году до 64% в 2014 году. По предварительной оценке в 2015 году соотношение составит 58,7%.
С 1 января 2015 года МРОТ установлен Федеральным законом от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (с последующими изменениями идополнениями) в сумме 5965 рублей в месяц. Законопроектом предполагается установить МРОТ с 1 января:
2016 года в сумме 6675 рублей в месяц (увеличение на 11,9%);
2017 года в сумме 7142 рубля в месяц(увеличение на 7%);
2018 года в сумме 7606 рублей в месяц(увеличение на 6,5%).
Повышение МРОТ в 2016 году на 11,9% предлагается исходя из оценки инфляции в 2015 году. Соответственно, повышение МРОТ в 2017-2018 годах предлагается исходя из прогноза инфляции в 2016-2017 годах.
При этом его соотношение с прогнозируемой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения стабилизируется на уровне 56,8%-59,3%.
Повышение МРОТ будет способствовать:
повышению покупательной способности минимального размера оплаты труда и увеличению платежеспособного спроса на товары отечественного производства;
снижению размеров выплат "серой" заработной платы;
снижению потребности адресной социальной помощи государства (разница между доходом и прожиточным минимумом).
Снижению риска выведения заработной платы в "тень" и неоформления трудовых отношений будет способствовать реализация положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", касающихся легализации трудовых отношений и усиления административной ответственности работодателей в случае заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, а также уклонения от оформления трудового договора в случае, если трудовой договор не был надлежащим образом, в том числе своевременно, оформлен.
Повышение МРОТ коснется порядка 0,9 млн. работников в 2016 году, 1,3 млн. работников в 2017 году и 1,9 млн. работников в 2018 году. Из них 45% работники занятые в государственных и муниципальных учреждениях и 55% работники реального сектора экономики. Учитывая, что численность работников реального сектора экономики с зарплатой на уровне МРОТ оценивается в 0,5-0,9 млн. человек, принятие законопроекта не окажет практического влияния на уровень занятости.
Кроме того, в рамках решения задач по повышению производительности труда, созданию 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест не должны сохраняться рабочие места, приводящие к возникновению "работающих бедных".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.