Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов"
(N 34166-ЕЕ/Д26и от 26.11.2015 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в инициативном порядке и в целях повышения мотивации негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ) по инвестированию средств пенсионных накоплений в долгосрочные инвестиционные проекты и обеспечения защиты прав застрахованных лиц.
Проект акта представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 7 августа 2015 г. по 20 августа 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) со 2 сентября 2015 г. по 15 сентября 2015 г., с 21 октября 2015 г. по 3 ноября 2015 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=38800.По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта не поступали.
Замечания по проекту акта и сводному отчету поступили от Саморегулируемой организации "Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев", а также анонимного независимого эксперта. Замечания и предложения указанных участников публичных обсуждений включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 12 ноября 2015 г. по 19 ноября 2015 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены отзывы АО НПФ "СтальФонд", АО НПФ "Будущее", АО НПФ "ВТБ Пенсионный фонд", ОАО НПФ "Телеком-Союз", АО "НПФ Сбербанка", ОАО "НПФ электроэнергетики", ОАО "НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ", АО НПФ "Европейский пенсионный фонд" и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Содержащиеся в указанных отзывах замечания и предложения к проекту акта приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
1. Пунктом 3 статьи 1 проекта акта устанавливается, что НПФ организует управление средствами пенсионных накоплений (в том числе заключает договоры, заключение которых предусмотрено Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Федеральный закон N 75-ФЗ) и иными федеральными законами и нормативными актами Банка России, открывает банковские счета, определяет инвестиционную стратегию) исключительно в интересах застрахованных лиц. Также НПФ организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы исключительно в интересах участников. Если в результате нарушения указанных обязанностей НПФ получил убыток (недополучил прибыль) по операциям с пенсионными резервами или пенсионными накоплениями, то НПФ обязан возместить соответствующий убыток (недополученную прибыль) за счет собственных средств.
Однако следует отметить, что порядок определения размера убытка либо недополученной прибыли, полученных в результате нарушения НПФ установленных обязанностей, проектом акта не определен. Кроме того, не ясно само значение используемого в пункте 3 статьи 1 проекта акта понятия "недополученная прибыль", что может привести к конфликтным ситуациям с контролирующими органами и возможным в связи с этим судебным разбирательствам, а также к ущемлению интересов НПФ, застрахованных лиц и участников НПФ.
С учетом изложенного пункт 3 статьи 1 нуждается в доработке.
Кроме того, второе предложение пункта 3 статьи 1 проекта акта необходимо дополнить словом "вкладчиков" после слова "участников".
2. В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 статьи 1 проекта акта (проектируемый подпункт 1 пункта 2 статьи 20.1 Федерального закона N 75-ФЗ) одним из источников формирования резерва фонда по обязательному пенсионному страхованию являются ежегодные отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию, которые осуществляются за счет собственных средств НПФ.
Вместе с тем пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 75-ФЗ определен закрытый перечень источников формирования пенсионных накоплений, в том числе резерва по обязательному пенсионному страхованию, являющегося обособленной частью пенсионных накоплений. При этом ежегодные отчисления в резерв по обязательному пенсионному страхованию, которые осуществляются за счет собственных средств НПФ, в указанном перечне отсутствуют.
С учетом изложенного проектом акта необходимо уточнить пункт 4 статьи 18 Федерального закона N 75-ФЗ.
Кроме того, по результатам дополнительных публичных консультаций выявлены следующие потенциальные риски, связанные с правовым регулированием, предусмотренным проектом акта.
1. Подпунктом "а" пункта 6 статьи 1 проекта акта вносятся изменения в пункт 2 статьи 27 Федерального закона N 75-ФЗ, уточняющие порядок распределения дохода от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений. Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени Центральным банком Российской Федерации не установлен порядок инвестирования средств фонда по обязательному пенсионному страхованию, предусмотренный пунктом 10 статьи 20.1 Федерального закона N 75-ФЗ, в связи с чем у НПФ отсутствует возможность отдельного инвестирования указанного резерва и, соответственно, определения дохода от его инвестирования.
В связи с изложенным практическая реализация положений подпункта "а" пункта 6 статьи 1 проекта акта может быть затруднена.
2. Пунктом 4 статьи 1 проекта акта вводится норма, в соответствии с которой резерв по обязательному пенсионному страхованию формируется только за счет собственных средств НПФ (в качестве источника пополнения исключается доход от инвестирования, предусмотренный нормами действующего законодательства), при превышении максимального размера резерва по обязательному пенсионному страхованию сумма превышения подлежит направлению в выплатной резерв. Принятие данной нормы негативно скажется в ситуации, когда при одногодичном превышении размера резерва по обязательному пенсионному страхованию излишек подлежит изъятию на выплатной резерв, и если в следующих периодах произойдет существенное увеличение клиентской базы, фонд вынужден будет снова восполнять резерв по обязательному пенсионному страхованию из собственных средств, что в случае с нулевой доходностью за данные периоды может ухудшить финансовое состояние НПФ.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.