Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(от 16.12.2015)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О лотереях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно информации сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта подготовлен в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 12 августа 2015 г. N Пр-1626 и пунктом 2 поручения Правительства Российской Федерации от 19 августа 2015 г. N ИШ-П13-5672 и предусматривает установление норм, направленных на ограничение кредитными организациями, небанковскими кредитными организациями переводов денежных средств, электронных денежных средств в пользу юридических или физических лиц, осуществляющих деятельность по организации и проведению азартных игр без полученных в установленном порядке лицензий (разрешений), а также деятельность по организации и проведению лотерей без принятых Правительством Российской Федерации решений о проведении лотерей.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/10-15/00040551).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 1 октября по 14 октября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 23 октября по 19 ноября 2015 года.
По информации разработчика замечания и предложения в ходе публичных обсуждений уведомления о подготовке проекта акта не поступали, а в рамках обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от Первой саморегулируемой организации букмекеров России.
Указанные замечания и предложения включены разработчиком в сводку замечаний и предложений, в которой указаны сведения об их учете либо причинах отклонения.
По результатам рассмотрения проекта акта установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в ходе подготовки настоящего заключения были проведены публичные консультации в срок с 1 декабря по 7 декабря 2015 года.
В рамках публичных консультаций предложения и замечания в отношении проекта акта поступили от СРО Некоммерческое партнерство "Объединение компаний участников букмекерского рынка". Замечания концептуального характера учтены в настоящем заключении.
По результатам проведения оценки регулирующего воздействия к проекту акта имеются следующие замечания.
Согласно положениям проекта акта проектируется обязанность кредитных организаций отказывать в осуществлении проведения операций по переводу денежных средств, электронных денежных средств юридическим лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, в случае, если информация о таких лиц отсутствует в реестре лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее - реестр лицензий).
Кроме того, кредитные организации также смогут отказать в проведении таких операций, в случае, если информация о юридических и физических лиц включена в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр без полученных в установленном порядке лицензии, разрешения, а также сведений об осуществлении деятельности по организации и проведению лотереи без принятого Правительством Российской Федерации решения о проведении лотерей (далее - перечень).
Вместе с тем проект акта предполагает, что сведения об организациях, включенных в перечень, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа (далее - официальный сайт).
Отмечаем, что для эффективного выполнения проектируемых требований проекта акта остается неясным, каким образом кредитные организации должны будут получать оперативные сведения, содержащиеся в реестре лицензий, неясно также каким образом кредитными организациями будет своевременно обеспечиваться оперативный доступ в постоянном режиме для операционистов к указанным перечням.
Кроме того, следует отметить, что использование кредитными организациями информации из открытых баз данных уполномоченного органа, размещенных на официальном сайте, может привести к сбоям в функционировании систем, несанкционированным вмешательствам в системы кредитных организаций.
Между тем отмечаем, что в случае необходимости интеграции перечней с банковскими операционными системами, кредитные организации могут понести значительные расходы как на саму интеграцию, так и на обслуживание новой базы данных.
Кроме того, проектом акта вносятся изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ), а также в Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ).
Отмечаем, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 244-ФЗ определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
При этом, согласно статье 3 Федерального закона N 244-ФЗ указанное государственное регулирование осуществляется в том числе путем установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон.
Таким образом, Федеральным законом N 244-ФЗ могут устанавливаться ограничения только применительно к деятельности по организации и проведению азартных игр, в том числе к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений и игорным зонам. При этом определен закрытый перечень таких субъектов, в отношении которых устанавливаются ограничения.
Также следует отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона N 138-ФЗ устанавливается, что действие указанного федерального закона распространяется исключительно на деятельность по организации и проведению лотерей. Отмечаем, что указанный федеральный закон не может применяться к кредитным организациям, в том числе путем установления ограничений их деятельности.
С учетом изложенного, Федеральный закон N 244-ФЗ, а также Федеральный закон N 138-ФЗ не предусматривают ограничения в отношении иных субъектов, в частности, кредитных организаций.
При этом отмечаем, что деятельность кредитных организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности и Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также нормативными правовыми актами Банка России.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод, о том, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справка о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности на проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О лотереях"
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и Федеральный закон "О лотереях" (далее - проект акта).
Обращаем внимание на следующие замечания, поступившие в ходе проведения публичных обсуждений проекта акта.
СРО Некоммерческое партнерство "Объединение компаний участников букмекерского рынка" отмечает следующее.
Одним из оснований для отказа в осуществлении перевода кредитной организацией денежных средств, электронных денежных средств организатору азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах, предусмотренным проектом акта, является отсутствие в реестре лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах информации об открытии банковского счета в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах", лицензирующим органом в сфере организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах является Федеральная налоговая служба России.
В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - ФЗ "О лицензировании"), ФНС России ведет реестр лицензий в сфере организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах.
Статья 21 ФЗ "О лицензировании" установлен исчерпывающий перечень информации, подлежащей включению в соответствующий реестр лицензий. При этом, включение сведений об открытии банковского счета организатором азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе в центре учета переводов интерактивных ставок (далее - ЦУПИС) федеральным законом не предусмотрено.
Кроме того, ни ФЗ N244, ни законодательство о банках и банковской деятельности не устанавливает для кредитной организации, являющейся центром учета переводов интерактивных ставок обязанности по информированию оператора реестра лицензий об открытии банковских счетов.
Таким образом, руководствуясь положениями представленной редакции проекта акта, кредитная организация должна будет отказать в осуществлении перевода любому организатору азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, даже в том случае, если такой организатор открыл счет в ЦУПИС в соответствии с требованиями действующего законодательства, по формальным основаниям, что создает угрозу нарушения прав организатора азартных игр, действующего добросовестно, на основании выданной ФНС России лицензии.
Одним из оснований для отказа в осуществлении переводов кредитными организациями денежных средств, электронных денежных средств, предусмотренных проектом акта, является включение информации о физических и юридических лицах, в отношении которых имеются сведения об осуществлении ими деятельности по организации и проведению азартных игр без полученных в установленном порядке лицензии, разрешения, а так же сведений об осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей без принятых Правительством Российской Федерации решений о проведении лотерей, в специальные перечни, подлежащие размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок определения такого перечня должен быть установлен Правительством РФ.
Предложенный порядок предполагает, как установление порядка определения перечня, так и наделение соответствующего органа государственной власти полномочиями по ведению перечня, разработки и принятия соответствующих локальных актов и/или регламентов, что, в свою очередь, неизбежно повлечет дополнительную финансовую нагрузку на бюджет и затруднит выполнение поручения Президента России N ПР-1626 от 12 августа 2015 г.
При этом заявленная цель правового регулирования может быть достигнута менее затратным путем. В настоящее время Федеральной налоговой службой России выдано 29 лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Ведение соответствующего реестра предусмотрено действующим законодательством. Представляется, что наиболее эффективной мерой достижения заявленной цели было бы установить в специализированных нормативно-правовых актах субъектов банковской деятельности возможности осуществлять переводы денежных средств, электронных денежных средств в качестве условия участия в азартных играх исключительно субъектам, внесенным в соответствующий реестр. Такой подход позволил бы существенно снизить затраты и ускорить выполнение Поручения.
Считаем необходимым еще раз отметить неэффективность предлагаемого разработчиком механизма, предполагающего формирование специального списка, как слишком затратного и сложного в реализации. Считаем, что заявленная проблема должна решаться с использованием имеющихся инструментов. В частности, представляется более эффективным предусмотреть ограничение переводов по назначению платежа или иным идентификационным признакам платежа, свидетельствующих о его назначении в оплату участия в азартных играх, если такой платеж (перевод) производится в отношении лиц, сведения о которых отсутствуют в действующих на сегодняшний день реестрах, таких как реестр ФНС России или реестры саморегулируемых организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.