Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год"
(подготовлен Минтрудом России 01.10.2015)
Проект федерального закона "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 3 раздела II протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 31 августа 2015 г. N ДМ-П13-87пр.
В основу расчета тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год положены основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года, разработанного Минэкономразвития России (письмо Минэкономразвития России от 17.09.2015 г. N 26157-АВ/ДОЗи-дсп), с учетом показателей отчета об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) за 2014 год и оценки исполнения бюджета за 2015 год, а также данные Фонда о расходах на обеспечение по страхованию пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в разрезе видов экономической деятельности за 2014 год.
При подготовке законопроекта использованы следующие основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года, разработанного Минэкономразвития России:
фонд заработной платы: на 2016 год - 20 018,0 млрд. рублей;
номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на 2016 год - 37 051,0 руб.;
индекс потребительских цен: на 2016 год - 106,8%.
В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2018 года, разработанного Минэкономразвития России, темп роста по годам фонда заработной платы, на основе которого производится расчет прогнозных показателей доходов от поступления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год, превышает темпы роста индекса потребительских цен, который применяется при индексации размеров страховых выплат.
Статьей 1 законопроекта предлагается установить, что в 2016 году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователями по тарифам и в порядке, установленном Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
При этом сохраняются условия установления и размеры тарифов, действовавшие в 2015 году.
Таким образом, сохраняются 32 страховых тарифа (от 0,2 до 8,5 процента), дифференцированных по видам экономической деятельности в зависимости от класса профессионального риска.
Также предусматривается сохранение льготы по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, установленной для организаций любых организационно-правовых форм в 2001 году и, продленной на 2002 - 2015 годы, а также льготы для индивидуальных предпринимателей, введенной в 2013 году.
Указанная льгота предусматривает, что организации любых организационно-правовых форм и индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 60 процентов от размеров страховых тарифов, установленных статьей 1 законопроекта, к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных, являющихся инвалидами I, II и III групп, в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), что позволит работодателям активнее привлекать инвалидов к общественно-полезному труду и использовать данную категорию населения в трудовом процессе.
Действующие подходы при расчете и установлении страховых тарифов базируются на принципе эквивалентности обязательств страхователя и страховщика, то есть величина всех доходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая поступления от страховых взносов, должна покрывать объемы всех выплат, связанных с возмещением вреда пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общая сумма расходов на выполнение обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ в 2016 году составит 97 349,1 млн. руб. и включает расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, расходы по доставке и пересылке страховых выплат, расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, расходы на обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и другие расходы.
При расчете расходов на единовременные страховые выплаты учтены следующие максимальные размеры, из которых исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний застрахованному в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности, в январе 2016 года сохраняется на уровне 2015 года в размере 84 964,2 руб., в феврале - декабре 2016 года - 90 400,0 руб., с учетом индексации с 1 февраля 2016 года на коэффициент 1,064. Размер единовременной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, предусмотрен на 2016 год в размере 1 000 000,0 руб.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты в 2016 году сохраняется в январе 2016 года на уровне 2015 года в сумме 65 330,0 руб., а с 1 февраля 2016 года определен в сумме 69 510,0 руб. с учетом доиндексации на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год (12,2% в соответствии с письмом Минэкономразвития от 17.09.2015 г. N 26157-АВ/ДО3и-дсп) и установленным в 2015 году коэффициентом индексации ежемесячных страховых выплат 1,055. Таким образом, коэффициент доиндексации составляет 1,064.
В 2016 году предусматривается направление средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 500 000,0 тыс. руб. ежегодно на предоставление субсидий на осуществление мероприятий по организации работ по вопросам охраны труда и снижения уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Правила предоставления Фондом субсидий на указанные цели утверждаются в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Предусмотрено также увеличение ассигнований на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний с 20% до 30% сумм начисленных страховых взносов за вычетом расходов, произведенных страхователем, с учетом расходов на субсидирование процентной ставки по кредиту страхователя, направленному на модернизацию основных фондов в целях улучшения условий труда.
В 2016 году при сохранении таких же, как и в 2015 году, размеров страховых тарифов по классам профессионального риска средний страховой тариф по видам экономической деятельности в соответствии с действующей Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска составит 0,5% к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров и включаются в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ. При этом поступление страховых взносов (с учетом недоимки, включая пени и штрафы) прогнозируется в 2016 году - 98 333,4 млн. руб.
Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в целом достаточны для обеспечения в полном объеме выплат по страхованию и финансированию Фондом социального страхования Российской Федерации других расходов, предусмотренных законодательством.
Доходы и расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2016 год включены в проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год.
Расчет суммы расходов на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2016 году приведен в финансово-экономическом обосновании (прилагается).
Предлагаемые законопроектом нормы не противоречат положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не потребует выделения средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.