Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов"
(от 15.03.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О порядке подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан на основании статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), подпункта "в" пункта 20 статьи 1 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 458-ФЗ).
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 21 октября 2015 г. по 10 ноября 2015 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 13 ноября 2015 г. по 10 декабря 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID проекта акта 02/07/10-15/00040739.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета действие проекта акта будет распространяться на индивидуальных предпринимателей и физических лиц, в собственности которых находятся объекты размещения отходов, без их количественной оценки и Росприроднадзор.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 19 января 2016 г. по 25 января 2016 г. В рамках публичных консультаций поступили позиции Министерства экономического развития Республики Ингушетия, Минприроды Камчатского края, Управления природных ресурсов правительства Еврейской автономной области, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской республики, ПАО "Газпром нефть", Ассоциации "Совет производителей энергии", ПАО "Интер РАО", Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия), Министерства экономического развития Кировской области, Комитета РСПП по экологии и природопользованию, АО "Полиметалл УК", ООО "СГК", Министерства экономического развития Иркутской области, НП "Русская Сталь", Администрации муниципального образования "Тигильский муниципальный район". Предложения и замечания обобщены в сводной таблице результатов проведения публичных консультаций (приложение N 1 к настоящему заключению).
С учетом информации, представленной разработчиком по проекту акта, Минэкономразвития России обращает внимание на необходимость учета следующих замечаний к проекту акта.
1. В пунктах 6 - 10 проекта акта используются термины "экоаналитические (инструментальные) измерения", "пределы возможного воздействия объектов размещения отходов на окружающую среду". Вместе с тем в действующем законодательстве отсутствуют определения указанных терминов.
Отмечаем необходимость определения в проекте акта перечня приемов и способов таких измерений в целях однозначной идентификации способов обоснования исключения негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, невозможно выполнить пункт 7 проекта акта в части проведения экоаналитических замеров (инструментальных) измерений атмосферного воздуха непосредственно от объекта размещения, так как объект является неорганизованным источником. Данное требование можно выполнить только расчетным путем.
Кроме того, особо отмечаем, что в настоящее время действующим законодательством, в том числе в области обращения с отходами, не определены четкие критерии определения "пределов возможного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов" вне территории таких объектов. Необходимо учитывать, что в большинстве случаев территория объекта размещения отходов ограничена координатами земельного участка, на котором этот объект размещен.
Следовательно, собственник объекта размещения отходов вправе проводить действия, в том числе вести мониторинг, измерения и наблюдения исключительно на принадлежащем ему земельном участке. В отношении арендатора право на земельный участок возникает в случае, если это установлено в соответствующем договоре аренды. Таким образом, на практике исполнение действий, указанных в пункте 6 проекта акта, собственником (эксплуатантом) объектом размещения отходов не может быть выполнено.
Кроме того, учитывая наличие неопределенности "пределов возможного воздействия объектов размещения отходов", а также принимая во внимание, что обоснования исключения негативного воздействия вне территории объекта размещения отходов, в пределах его возможного воздействия, непосредственно влияет на принятие решения уполномоченным органом. Необходимо четко определить пределы проведения измерений собственником (эксплуатантом) объекта размещения отходов.
2. Пункты 6, 7, 8 и 9 проекта акта необходимо исключить, поскольку положения указанных пунктов устанавливают требования к проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и устанавливают требования к его результатам. Следовательно, указанные положения не являются предметом регулирования проекта акта и должны быть перенесены в разработанный Минприроды России проект приказа "О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду" (далее - проект порядка проведения мониторинга).
3. Согласно проекту порядка проведения мониторинга собственники, владельцы и пользователи объектов размещения отходов ежегодно предоставляют отчет о результатах мониторинга. Считаем необходимым в проекте акта однозначно указать на вид документа, на основании которого Росприроднадзор принимает решение об освобождении от исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду данного объекта размещения отходов, - отчет о результатах мониторинга.
4. Кроме того, необходимо внести изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400, в части наделения ее территориальных органов полномочием по освобождению от исчисления и уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также синхронизировать принятие и вступление в силу проекта акта с принятием и вступлением в силу порядка ведения мониторинга и требований к объектам размещениям отходов.
Указанное замечание отражено в заключении об оценке регулирующего воздействия от 9 октября 2015 г. N 28783-ОФ/Д26и на проект порядка проведения мониторинга и в ходе согласительного совещания разработчиком принято.
5. Кроме того, в проекте акта не указано: в какие сроки и каким образом направляются документы; какой вид документа направляется, каким образом регистрируются поступившие документы в территориальных органах Росприроднадзора; на каком основании уполномоченный орган делает вывод об исключении негативного воздействия на окружающую среду, каким образом обжалуется решение органа, есть ли возможность направления дополнительных обоснований; каковы этапы проведения проверки; в какие сроки и каким образом решение уполномоченного органа доводится до сведения эксплуатанта объекта размещения отходов.
6. Норма части 7 статьи 23 Закона об отходах о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций (далее - ПДК) химических веществ, недостаточно конкретна для ее непосредственного практического применения, так как порядок мониторинга объекта размещения отходов не определен, ПДК химических веществ для объекта размещения отходов также не существуют. Нормативно установлены ПДК для воздуха населенных мест и рабочей зоны, ПДК для питьевой воды, воды водных объектов различных видов использования, ПДК для почв населенных мест.
Однако ПДК для воздуха, воды или почвы на территориях объектов размещения отходов не устанавливаются. Применение перечисленных ПДК в качестве обязательных требований для территорий объекта размещения отходов будет необоснованным и невыполнимым. Решение, предлагаемое разработчиками проекта, имеет ряд недостатков: ПДК на территориях объекта размещения отходов нормативно не определены; методика определения зоны возможного воздействия ОРО не существует; не определено, какие показатели нужно контролировать. Контроль соблюдения всех тысяч установленных ПДК экономически неприемлемо.
При отсутствии ПДК разработчики предлагают использовать фоновые значения показателей, однако не предлагают методики их определения. Таким образом, в пункте 6 проекта на владельцев ОРО возлагаются невыполнимые обязанности, а надзорным органам предоставляется возможность избирательного правоприменения. Таким образом, целесообразным является исключение пункта 6 проекта акта.
7. Согласно части 7 статьи 23 Закона об отходах исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов достигается за счет осуществления природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, обеспечивающих защиту окружающей среды, и подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, в том числе соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ. Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации. Следовательно, проектом акта должен быть утвержден только порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, то есть порядок подачи соответствующего отчета и принятия решения уполномоченным органом. Положения пункта 4 являются требованиями к объектам размещения отходов и дублируют требования части 6 статьи 12 Закона об отходах, положения пункта 5 проекта акта являются требованиями к лицам, эксплуатирующим объекты размещения отходов, и дублируют отдельные требования статей 9, 18 Закона об отходах. На основании изложенного пункты 3-5 проекта акта следует исключить.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 35 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.