Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О ратификации конвенции совета европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма"
(подготовлен Росфинмониторингом 27.10.2015)
16 мая 2005 г. была открыта для подписания Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма (далее - Конвенция).
Разработка Конвенции осуществлялась при активном участии российской делегации в составе представителей Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, МИД России, Минфина России, Росфинмониторинга, Минюста России, ФСБ России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Конвенция разработана на основе несколько устаревшей (ее положения не применялись к финансированию терроризма) Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года, которая была ратифицирована Российской Федерацией 28 мая 2001 г.
В настоящее время Конвенцию подписали 37 государств, 25 из них осуществили процедуру ее ратификации, в том числе Бельгия, Нидерланды, Испания, Швеция. Конвенция вступила в силу 1 мая 2008 г.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 декабря 2008 г. N 749-рп, 26 января 2009 г. Конвенция была подписана от имени Российской Федерации при условии ее последующей ратификации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма" потребует внесение изменений, в частности, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях) в части установления в отношении юридических лиц административной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем.
Внесение указанных изменений обусловлено положением статьи 10 Конвенции в соответствии с которым каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут быть необходимы для обеспечения возможности привлечения юридических лиц к ответственности за уголовные преступления по отмыванию денежных средств, установленные в соответствии с Конвенцией, совершенные для их выгоды любым физическим лицом, действующим самостоятельно или как орган юридического лица, который занимает главенствующую позицию в данном юридическом лице.
Необходимо отметить, что часть 4 статьи 15.27 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает ответственность юридических лиц не за отмывание денежных средств, а за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В настоящее время, в соответствии со статьей 15.27.1 (Оказание финансовой поддержки терроризму) Кодекса об административных правонарушениях, предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, если они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти миллионов до шестидесяти миллионов рублей. По аналогии с указанным положением потребуется внесение изменения в Кодекс об административных правонарушениях, в части установления в отношении юридических лиц административной ответственности за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем.
Принимая во внимание подпункт "b" п.1 статьи 49 Конвенции, заявление России, сделанное при ее подписании, наличие в Конвенции правил иных, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, она подлежит ратификации в соответствии с пп. "а" п. 1 и п. 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Конвенция отвечает ранее принятым Российской Федерацией международным обязательствам в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (за исключением положения об ответственности юридических лиц за легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем). Ряд положений Конвенции соответствует нормам, закрепленным в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. и другим международным договорам.
Участие России в Конвенции повысит эффективность нашего взаимодействия с зарубежными странами в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма, создаст дополнительные возможности для развития международного сотрудничества компетентных органов в части выявления, изъятия и конфискации доходов от преступной деятельности, усилит правовые гарантии подобного взаимодействия и сотрудничества, будет являться еще одним подтверждением приверженности Российской Федерации борьбе с указанными преступлениями.
Ряд положений Конвенции предусматривает многовариантность действий государства в рамках исполнения им своих обязательств. В связи с этим в подготовленном проекте федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма" имеются заявления, учитывающие требования законодательства Российской Федерации.
Так, проект федерального закона включает заявление, предусматривающее применение пункта 1 статьи 3 Конвенции (Конфискационные меры) только в отношении перечня определенных преступлений, указанных в пункте "а" части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данное заявление обусловлено положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми, под конфискацией имущества понимается принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества (в том числе денег и ценностей), полученного в результате совершения закрытого перечня преступлений, предусмотренного в пункте "а" части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В проекте федерального закона определяются центральные органы, ответственные в Российской Федерации за направление запросов и ответов на них в соответствии с положениями Конвенции, за исполнение таких запросов или их передачу органам, обладающим необходимой компетенцией для их исполнения, а также определяется подразделение, соответствующее значению подразделения финансовой разведки в Конвенции.
Заявления, сопровождающие ратификацию Конвенции подготовлены с учетом действующего законодательства Российской Федерации и направлены на соответствие положений Конвенции особенностям национальной правовой системы.
Проект федерального закона, а также проект постановления Правительства Российской Федерации соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и не противоречат положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Ратификация Конвенции и ее последующая реализация не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.