Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком не соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 20 ноября по 3 декабря 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 4 декабря по 23 декабря 2015 г. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/11-15/00042521).
Согласно данным сводного отчета по результатам публичного обсуждения проекта акта замечания и предложения не поступили.
Обращаем внимание, что согласно подпункту "а" пункта 6 Правил проведения оценки регулирующего воздействия проект акта, содержащий положения, устанавливающие ранее не предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными актами обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их установлению, и (или) положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, относится к высокой степени регулирующего воздействия.
Проектом акта предлагается ввести уведомительный порядок начала осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, не предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, проектом акта устанавливаются ранее не предусмотренные обязанности для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, степень регулирующего воздействия положений проекта акта носят высокую степень регулирующего воздействия.
Между тем, разработчиком степень регулирующего воздействия положений проекта акта оценена как средняя.
Срок проведения публичного обсуждения проекта акта в соответствии с пунктом 18 Правил проведения оценки регулирующего воздействия вместо 45 рабочих дней составил 20 рабочих дней.
Кроме того, разработчиком не была подготовлена и размещена на официальном сайте в соответствии с пунктом 20 Правил проведения оценки регулирующего воздействия сводка предложений, подписанная руководителем структурного подразделения разработчика. Сводка предложений не была также включена в комплект документов, направленный в Минэкономразвития России.
Таким образом, обращаем внимание, что разработчиком не соблюден порядок проведения оценки регулирующего воздействия.
В соответствии с пунктом 29 Правил проведения оценки регулирующего воздействия разработчик должен провести процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия (начиная с невыполненной процедуры), дорабатывает проект акта по их результатам, после чего повторно направляет его в Минэкономразвития России для подготовки заключения.
Отмечаем, что с 1 октября 2015 г. вступил в силу пункт 8(1) Правил проведения оценки регулирующего воздействия, в соответствии с которым в случае, если проекты нормативных правовых актов (далее - проекты актов) регулируют отношения, составляющие предметную область оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ), и имеют высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты актов должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, обращаем внимание на необходимость заполнения раздела 12 сводного отчета в отношении направляемых на ОРВ проектов актов.
По данным разработчика, представленным в сводном отчете, основанием для разработки проекта акта является поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 августа 2015 г. N ДК-П9-136пр.
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 22 по 29 января 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых были представлены позиции Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ОАО "Мосгаз", АО НК "РуссНефть" (справка прилагается).
В ходе подготовки настоящего заключения были выявлены следующие риски недостижения целей предлагаемого регулирования.
1. Обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Таким образом, согласно проектируемым нормам организации, осуществляющие деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, должны соответствовать определенным требованиям. Между тем, действующее жилищное законодательство таких требований не содержит. Не определены также законодательством Российской Федерации обязательные требования к работникам указанных организаций, а также к предназначенным для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, и подобных объектов.
В целях формирования единой однозначной системы государственного регулирования в сфере услуг по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования считаем необходимым сначала определить указанные выше требования. В ином случае проектируемое регулирование не приведет к достижению заявленных целей по обеспечению безопасности эксплуатации газового оборудования, а также повышению качества работ (услуг) по обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
2. Кроме того, обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 294-ФЗ уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности" (далее - Постановление N 584), с указанием соответствующих кодов в соответствии с общероссийским классификатором.
Таким образом, при внесении изменений в статью 8 Закона N 294-ФЗ в части распространения требования о представлении уведомления о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должны быть также внесены изменения в Постановление N 584.
3. Согласно статье 3 проекта акта он вступает в силу 1 января 2016 года. Обращаем внимание на необходимость пересмотра срока вступления в силу проекта акта с учетом установления достаточного переходного периода (не менее 3 месяцев со дня официального опубликования принятого акта) для целей адаптации как субъектов предпринимательской деятельности, так и сотрудников уполномоченного органа государственного контроля (надзора), многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг к новым требованиям.
Кроме того, обращаем внимание, что уведомление согласно пункту 5 статьи 8 Закона N 294-ФЗ может быть представлено в форме электронного документа. Ни сводный отчет, ни пояснительная записка не содержат информацию о степени готовности автоматизированной информационной системы (АИС МФЦ) по приему и обработке новых видов уведомлений. Представляется, что время по доработке АИС МФЦ должно быть также включено в переходный период.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 10 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - проект акта) были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по результатам которых были представлены позиции ТПП РФ, ОАО "Мосгаз" и АО НК "РуссНефть".
ТПП РФ сообщил об отсутствии предложений и замечаний к проекту акта, АО НК "РуссНефть" указал на некорректность даты вступления в силу проекта акта.
ОАО "Мосгаз" сообщил следующее.
"1. Проектом закона предлагается дополнить виды предпринимательской деятельности, по которым введен обязательный уведомительный порядок начала такой деятельности со внесением в соответствующий реестр, работами по техническому обслуживанию (ТО), ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (ВДГО).
Таким образом, предполагается, что организации, внесенные в общий реестр, должны осуществлять все перечисленные виды деятельности и отвечать требованиям, предъявляемым к ним законодательством.
Следует однако отметить, что Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 (далее - Правила), разделяют деятельность по ТО ВДГО (включая ремонт) и деятельность по техническому диагностированию ВДГО на два самостоятельных вида.
Согласно п. 6 Правил, работы по ТО и ремонту ВДГО выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о ТО и ремонте ВДГО, заключенного между заказчиком и исполнителем.
В силу п. 2 Правил, специализированная организация - организация, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.
В то же время пунктом 8 Правил предусмотрено, что проведение технического диагностирования ВДГО обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
При этом требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию ВДГО, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 9 Правил).
Таким образом, организации, проводящие техническое диагностирование, не относятся к специализированным, а требования к ним, их учет и контроль уже осуществляются в установленном порядке и не требуют дополнительных дублирующих мер.
В этой связи объединение двух указанных выше различных видов деятельности в общий перечень, а также введение дополнительного регулирования технического диагностирования ВДГО в целом представляются необоснованными.
2. Согласно Сводному отчету о проведении оценки регулирующего воздействия, поставленной к решению проблемой является неудовлетворительное качество технического обслуживания и состояние сетей газового оборудования жилых зданий как потенциально опасных объектов.
Проблема обусловлена тем, что в настоящее время действует значительное количество организаций, оказывающих услуги ТО ВДГО ненадлежащего качества, не имеющих квалифицированных специалистов, необходимого технического оборудования и аварийно-диспетчерской службы.
При этом, как указано в пояснительной записке к проекту закона, деятельность по ТО ВДГО могут осуществлять любые организации вне зависимости от уровня квалификации по причине отсутствия установленных законодателем требований к специализированным организациям.
В результате резко снижается уровень надежности и безопасности газового хозяйства, возрастает риск возникновения аварийных ситуаций.
Однако частью 4 статьи 8 закона, в который предлагаются изменения, закреплено, что в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности указывается о соблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, а также о соответствии их работников, осуществляемой ими предпринимательской деятельности и предназначенных для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Следовательно, вносимое изменение, вероятнее всего, на практике окажется фактически неисполнимой формальной нормой декларативного характера и не достигнет желаемого эффекта.
В результате осуществлять деятельность по ТО ВДГО в уведомительном порядке с регистрацией в соответствующем реестре смогут, равно как в настоящее время, любые организации, поскольку законодателем. не сформулированы четкие и однозначные требования к понятию "специализированная организация" для проведения ТО ВДГО, что позволяет недобросовестным субъектам пользоваться пробелом в правовом регулировании.
Согласно сопроводительному письму, проект закона подлежит оценке на предмет выявления положений, препятствующих предпринимательской деятельности, вводящих избыточные, необоснованные ограничения или обязанности для предпринимателей.
Считаем, что принятие норм, вводящих дополнительные формальные требования, процедуры и обязанности уведомительного характера при отсутствии иных положительных эффектов, содержат такие ограничения и препятствия и создают излишнюю нагрузку как на бизнес, так и на бюрократический аппарат государства.
3. Следует отметить, что на территории города Москвы контроль за надлежащим проведением ТО ВДГО специализированными организациями в настоящее время уже осуществляется Государственной жилищной инспекции города Москвы.
В силу п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции города Москвы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 26.07.2011 N 336-ПП (далее - Положение), Мосжилинспекция является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, на который возложены полномочия по региональному государственному жилищному надзору и муниципальному жилищному контролю в пределах своей компетенции.
В соответствии с п. 4.3.2.2 Положения, Мосжилнспекция осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности осуществляет региональный государственный жилищный надзор за соблюдением обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе, за соблюдением порядка содержания и ремонта внутридомового инженерного оборудования, включая газовое оборудование, а также к параметрам и режимам его функционирования.
Кроме того, Мосжилинспекция осуществляет контроль за соблюдением нормативов Москвы по эксплуатации жилищного фонда города, регламентирующих требования к использованию, содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, подвалов, чердаков, иных помещений, конструкций инженерных систем и оборудования многоквартирных домов, параметров и режимов функционирования инженерных систем и оборудования многоквартирных домов и связанных с ними объектов коммунального назначения (инженерно-технического обеспечения).
Таким образом, общие правила (требования) осуществления контроля, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на специализированные организации уже распространены, что было заявлено в пояснительной записке в качестве цели предлагаемых проектом закона изменений.
В настоящее время по поручению Президента России В.В. Путина Правительством РФ реализуется комплекс мероприятий по повышению эффективности и оптимизации органов исполнительной власти путем исключения избыточных и дублирующих функций контрольных и надзорных органов, что в условиях тяжелой экономической ситуации приобретает первоочередное значение для полноценного и эффективного ведения предпринимательской деятельности.
Одним из ключевых аспектов проводимой административной реформы по устранению избыточного регулирования является также делегирование полномочий федеральными органами исполнительной власти в сфере контрольно-надзорной деятельности на региональный и муниципальный уровни.
В этой связи, предлагаемое проектом закона возложение дублирующих полномочий по контролю за специализированными организациями на органы исполнительной' власти противоречит целям указанной административной реформы, а также критериям оценки, изложенным в сопроводительном письме Минэкономразвития РФ к проекту закона, поскольку создает дополнительные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
4. В соответствии с ч. 2 ст. 8 закона, в который вносятся изменения, Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг.
Несмотря на дополнение рассматриваемого закона новым видом деятельности по ТО, ремонту и техническому диагностированию ВДГО, проектом не предусмотрено внесение соответствующих изменений в перечень работ и услуг, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
При этом указанным постановлением для каждого вида деятельности установлены уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), в которые предусмотрено направление уведомлений о начале своей деятельности, а также порядок учета указанными органами поступивших уведомлений.
Таким образом, для ТО, ремонта и технического диагностирования ВДГО не определен орган, осуществляющий учет (внесение в реестр) и контроль за осуществлением данной деятельности, в который заявитель, предполагающий выполнение указанных работ, обязан направлять уведомление, что делает вносимые изменения фактически неисполнимыми.
5. Считаем, что эффективным решением поставленной проблемы может являться реализация позиции Общества, отраженная в письме ОАО "МОСГАЗ от 03.12.2015 N МГ/23-13693/15 в адрес Минэкономразвития РФ.
5.1. Юридически обоснованным будет установление требований к специализированной организации на законодательном уровне, которую следует определять как газораспределительную организацию (ГРО) с обязательным наличием собственной аварийно-диспетчерской службы, и внесение соответствующих изменений в Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации".
Следует отметить, что подобный законопроект N 580331-6 уже готовился ранее. Данным проектом предусматривалось дополнить указанный выше закон статьей 33.1 следующего содержания:
"Статья 33.1. Обеспечение безопасной эксплуатации внутридомового и внутриквартирного газового оборудования
Техническое диагностирование, техническое обслуживание и ремонт внутридомового и внутриквартирного газового оборудования осуществляется исключительно газораспределительными организациями".
Однако, по неизвестным причинам, проект закона не был реализован.
Наличие статуса ГРО, обладающей все необходимой информацией и технической документацией об эксплуатируемых сетях, штатом квалифицированных аттестованных специалистов и техническими средствами, гарантирует надлежащее качество выполнения работ по ТО ВДГО и безопасность сетей газоснабжения.
При этом государственный надзор, учет и контроль за ГРО, как за организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, осуществляется на должном уровне, в том числе органами Ростехнадзора. Таким образом, не потребуется принятия каких-либо дополнительных мер, изменений законодательства, возложения новых функций на государственные органы либо введения новых процедур.
Требования к ГРО также сформулированы действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.2. Следует отметить, что в силу п. 4 Правил пользования газом, аварийно-диспетчерское обеспечение входит в единый комплекс работ
(услуг), посредством которого обеспечиваются безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Согласно п. 3 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Министерства регионального развития от 26.06.2009 N 239, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию.
В силу п. 4.1 указанного Порядка, в комплекс работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования входит аварийное обслуживание внутридомового газового оборудования и проведение аварийно-восстановительных работ.
В связи с этим, для исполнения предусмотренных обязанностей, надлежащего обслуживания ВДГО и обеспечения достаточного уровня надежности и безопасности сетей газораспределения и газопотребления специализированная организация должна иметь в наличии аварийно-диспетчерского службу.
Следовательно, соблюдение указанных условий также служит достижению целей, поставленных в Сводном отчете Минэкономразвития РФ, по повышению качества работ ТО ВДГО и уровня эффективности организаций, оказывающих соответствующие услуги.
6. Кроме того, в целях реализации поставленной задачи считаем целесообразным внести изменения в абзац пятый пункта 2 Правил пользования газом (определение внутридомового газового оборудования), изложив его в следующей редакции:
"В многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы от места его первичного пересечения конструкций здания до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению".
Аналогичные положения абзаца третьего пункта 5 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, считаем необходимым изложить в следующей редакции:
"В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов от места его первичного пересечения конструкций здания до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению".
Эксплуатация фасадных и подземных газопроводов должна осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 870, и Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542.
При отнесении фасадного и подземного газопроводов к внутридомовому газовому оборудованию возникает необходимость аттестации проживающих в газифицированных домах и УК, в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, и Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Отступление от требований Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления при эксплуатации не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны:
выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления;
обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией;
организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления;
хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации.
Отсутствие опыта проведения указанных работ может привести к возникновению аварийной ситуации техногенного характера (влекущую за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу).
Таким образом, поскольку эксплуатация наружных газопроводов должна проводиться только специалистами, имеющими аттестацию Ростехнадзора, и связана с повышенной опасностью, то газопроводы от места их присоединения к сети газораспределения до места пересечения со стеной здания целесообразно не относить к ВДГО.
7. Практика в городе Москве показала, что случаи заключения договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию газовых приборов с физическими лицами носят единичный характер. Так из 1 830 356 газифицированных квартир было заключено: в 2015 году - 6 договоров, в 2014 - 8 договоров, в 2013 - 7 договоров.
Отсутствие вышеуказанных договоров создает угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, поскольку наибольшее количество аварий происходит именно в газовых приборах.
В связи с этим, работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования должны выполняться специализированной организацией на основании единого договора между заказчиком и исполнителем, что требует внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты.".
Комментарий Минэкономразвития России: представляется целесообразным разработчику обратить внимание на указанные замечания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.