Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования"
(от 24 сентября 2015 г. N 26979-ОФ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Целью подготовки проекта акта является внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части организации информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами и отдельными категориями юридических лиц (в том числе кредитными организациями); введения уведомительного порядка регистрации в качестве застрахованного лица; перехода от ежеквартального к ежемесячному представлению работодателями отчетности с 1 января 2018 г.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 3 по 17 марта 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 7 мая по 6 июня 2015 г. По информации разработчика замечания и предложения в рамках проведения обсуждения уведомления о подготовке проекта акта поступили от граждан Т.Б. Котовой, И.В. Серегиной, Е.И. Яковлевой, А.Ю. Кармановой, Г.М. Зайцевой, Д.С. Фельдман, а также в рамках обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от граждан Л.В. Черкасской, Е.А. Разумовской, Д.А. Лаптевой, И.И. Паньковой, O.A. Коваленко, Д.О. Баянова, А.Н. Константинова, О.Н. Коротневой, Е.К. Новиковой, М.В. Амелиной, Г.Ф. Гулиной, Н.Н. Рыбаковой, С.В. Ивановой, О.С. Князевой, С.С. Ушанкина, А.З. Киреевой, Т.Г. Мурыгиной.
Указанные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений с указанием сведений об их учете либо причинах отклонения.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 00/03-23737/03-15/28-13-4).
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта в представленной редакции были определены следующие риски, возникающие в результате его принятия и препятствующие достижению целей правового регулирования.
Пунктом 1 статьи 6 проекта акта проектируется переход с ежеквартального представления работодателями отчетности в ПФР на ежемесячное.
Таким образом, проектируемым регулированием будут затронуты все субъекты предпринимательской и иной деятельности, включая индивидуальных предпринимателей, малые и микропредприятия.
Согласно данным сводного отчета под проектируемое регулирование подпадает 3,6 миллиона участников. Между тем, разработчиком не представлено достаточных обоснований изменения сроков подачи отчетности. Не ясно, в связи с чем возникла необходимость проектируемого регулирования, какие недостатки действующей системы представления отчетности, какие иные проблемы были выявлены разработчиком.
Согласно пунктам 11.1-11.3 сводного отчета разработчик полагает, что проектируемое регулирование не повлечет расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Между тем, обращаем внимание, что необходимость предоставления ежемесячной отчетности может привести к увеличению расходов субъектов предпринимательской деятельности в связи с увеличением нагрузки на бухгалтерские службы организаций по составлению и сдаче отчетности, ростом затрат на их содержание, необходимостью расширения штата специалистов либо к необходимости привлечения аутсорсинговых организаций. В случае если в организации работает один бухгалтер, увеличение штатной численности оказывается неизбежным: в ином случае работодатель окажется нарушителем Трудового Кодекса Российской Федерации, согласно которому работнику, в том числе бухгалтеру, должен быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 28 календарных дней. При этом, в случае его дробления, одна часть не может быть менее 14 календарных дней. С переходом на ежемесячное представление сведений в ПФР у бухгалтера каждый месяц станет отчетным.
Кроме того, в связи с введением ежемесячной электронной отчетности увеличатся затраты организаций на оплату услуг интернет-провайдеров в связи с существенным ростом объемов передаваемой информации.
Увеличение затрат субъектов предпринимательской деятельности может привести к росту цен для конечных потребителей работ, услуг, а также к сокращению числа индивидуальных потребителей, малых и микропредприятий, которые в текущей экономической ситуации не смогут обеспечить ежемесячное представление отчетности и предпочтут уйти в серую зону.
Обращаем внимание, что под проектируемое регулирование попадают также федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации, государственные учреждения, расходы которых также будут увеличены в целях обеспечения проектируемых требований. Таким образом, указанные разработчиком данные в пункте 9 сводного отчета об отсутствии расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с проектируемым регулированием не являются корректными.
Между тем по данным участников публичных обсуждений до настоящего времени не решены следующие проблемы, связанные с направлением ежеквартальной отчетности в электронном виде в ПФР:
недостаточно налажена обратная связь налогоплательщиков с отделениями ПФР, что приводит к увеличению сроков решения проблем приема отчетности;
недостаточно корректно функционируют существующие электронные сервисы, а также недостаточно оперативно происходит процесс приема электронной отчетности ПФР. Так, по данным субъектов предпринимательской деятельности из-за некорректной работы электронных сервисов ПФР им не принималась отчетность организаций с 1 числа месяца, следующего за отчетным, ни разу, начиная с 2010 года. За 1 квартал 2015 года отчетность была принята условно 20 мая в связи с обновлением программного продукта ПФР. Период ожидания положительного протокола после направления отчетности в ПФР и принятия его системой, по данным экспертов, может достигать 30 дней.
Учитывая масштабность проектируемых изменений, а также возможные отрицательные социально-экономические последствия принятия проекта акта в представленной редакции представляется целесообразным после налаживания работы электронных и программных средств ПФР, а также дополнительного обучения как сотрудников ПФР, так и заинтересованных субъектов предпринимательской деятельности, сформировать и провести пилотный проект для 3-4 регионов Российской Федерации в течение не менее чем одно- или двухлетнего периода, предусматривающий добровольное участие в нем субъектов предпринимательской деятельности. В случае признания такого пилотного проекта успешным, может быть рассмотрен вопрос о целесообразности внедрения отлаженной системы на всей территории Российской Федерации.
Вместе с тем, обращаем внимание, что разработка такого пилотного проекта может быть признана целесообразной только в случае определения его разработчиком основных проблем, на решение которых будет направлен предлагаемый способ регулирования.
Таким образом, Минэкономразвития России концептуально не поддерживает проект акта в представленной редакции в части введения ежемесячной отчетности хозяйствующих субъектов в ПФР.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.