Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 33 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
(N 33679-ЕЕ/Д26и от 23.11.2015 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 73 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 33 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в инициативном порядке в целях совершенствования банковского надзора и усиления защиты интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций. Проектом акта предусматривается возможность проводить ознакомление с деятельностью заемщика проверяемой кредитной организации (ее филиала) и осмотр предмета залога, принятого кредитной организацией (ее филиалом) в качестве обеспечения, уполномоченными представителями (служащими) Банка России.
Проект акта представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 13 марта 2015 г. по 28 марта 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 1 апреля 2015 г. по 1 мая 2015 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=20775.По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта не поступали.
Замечания по проекту акта и сводному отчету поступили от граждан Коста А.В. и Комаровой К.А. Замечания и предложения указанных участников публичных обсуждений включены разработчиком в сводку предложений.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдены не в полном объеме.
Так, в сводке предложений участников публичных обсуждений разработчиком указаны сведения об их учете. Вместе с тем по результатам анализа положений проекта акта установлено, что данные предложения учтены не были. Одновременно в нарушение пункта 20 Правил проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком не была представлена аргументированная позиция по отклонению представленных по итогам публичных обсуждений замечаний и предложений.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 30 октября 2015 г. по 6 ноября 2015 г., с 13 ноября 2015 г. по 17 ноября 2015 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены отзывы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ОАО "Россельхозбанк" и Некоммерческого партнерства Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков. Содержащиеся в указанных отзывах замечания и предложения к проекту акта приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
По проекту акта имеются следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) к функциям Банка России относится осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. Абзац 2 предлагаемых изменений в статью 73 Федерального закона N 86-ФЗ предусматривает наделение Банка России полномочиями по ознакомлению с деятельностью заемщика и осмотру предмета залога, что по сути представляет собой контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, не являющихся кредитными организациями. Представляется, что рассматриваемые полномочия будут выходить за рамки надзорных функций Банка России.
В связи с изложенным проект акта в этой части нуждается в доработке.
2. Статьей 1 проекта акта установлено, что Банк России вправе провести оценку стоимости предмета залога, принятого кредитной организацией (ее филиалом) в качестве обеспечения по кредитному договору или договору залога, а также учесть данную оценку для целей формирования кредитной организацией резервов.
Вместе с тем согласно положениям статьи 4 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ.
В этих условиях не ясно, будет ли проводимая Банком России оценка стоимости предмета залога считаться обоснованной и законной с точки зрения норм Федерального закона N 135-ФЗ, а также каким образом будут соотноситься между собой результаты оценки предмета залога, проведенной Банком России (его служащими), и результаты оценки, проведенной независимым оценщиком (при наличии отчета об оценке соответствующего предмета залога).
В целях исключения возможных правовых коллизий при применении норм статьи 1 проекта акта считаем необходимым внести в проект акта соответствующие уточнения, например, слова "оценка стоимости предмета залога" заменить словами "анализ стоимости предмета залога".
3. Проектом акта не установлено, будет ли учитываться при проведении Банком России оценки предметов залога временной разрыв в стоимости предмета залога - по объективным причинам, независящим от кредитной организации, рыночная стоимость имущества может существенно измениться за период с момента оценки имущества кредитной организацией при принятии его в залог до оценки, которую Банк России может провести в будущем.
С учетом изложенного проект акта в этой части также нуждается в доработке.
4. Кроме того, в соответствии с положениями статьи 1 проекта акта уполномоченные представители (служащие) Банка России вправе в порядке, установленном Банком России, проводить ознакомление с деятельностью заемщика проверяемой кредитной организации (ее филиала) и осмотр предмета залога, принятого кредитной организацией (ее филиалом) в качестве обеспечения по кредитному договору или договору залога, по месту его хранения (нахождения) в случае, если это предусмотрено в кредитном договоре или договоре залога, и указанными в таком договоре способами.
При этом остается не ясным, в каких случаях и при существовании каких обстоятельств Банк России вправе осуществлять указанные действия, а также какие последствия могут возникнуть для кредитной организации и заемщика при выявлении Банком России расхождений данных об оценке предмета залога.
5. Обращаем внимание на применение по тексту проекта акта некорректной формулировки "предмет залога в качестве обеспечения по кредитному договору или договору залога". Следует отметить, что в соответствии со статьей 334.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор залога не обеспечивается залогом, он является основанием возникновения обеспечения в виде залога.
В этой связи положения проекта акта необходимо привести в соответствие нормам ГК РФ.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.