Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в целях предоставления преференций организациям, участвующим в развитии материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций, в том числе участвующим в формировании фонда целевого капитала"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.06.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 265 Налогового кодекса Российской Федерации в целях предоставления преференций компаниям, участвующим в развитии материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций, в том числе участвующим в формировании фонда целевого капитала" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 93 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 1 марта 2016 г. N 1349п-П13, а также в рамках реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 14 мая 2015 г.
Законопроектом предусматривается предоставление хозяйствующим субъектам экономической деятельности, участвующим в совершенствовании материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций (далее - образовательные организации) и формировании фондов целевого капитала таких организаций, преференций финансового характера, путем предоставления налоговых льгот.
Стоит отметить, что по состоянию на февраль 2016 г. в Российской Федерации, по данным Некоммерческого партнерства грантодающих организаций "Форум Доноров" (НПГО "Форум Доноров"), зарегистрировано более 150 фондов целевого капитала, как в виде отдельных специализированных фондов, так и в составе некоммерческих организаций.
Большинство зарегистрированных эндаументов работают в сфере образования и науки, их около 118. Вместе с этим фонды целевого капитала образованы менее чем в 11,6% организаций высшего образования.
По оценке НПГО "Форум Доноров", жертвователями в фонды целевого капитала является около 51 российской компании.
В 2015 году количество ежегодно регистрируемых фондов целевых капталов в сфере образования сократилось почти вдвое (12 вместо 21 в 2014 году), приток средств в отдельные целевые фонды в 2015 году сократился более чем в 10 раз. Так, согласно данным МГИМО новые поступления в целевой фонд указанной образовательной организации сократился с 118,0 млн. рублей в 2014 году до 18,0 млн. рублей в 2015 году.
Для того, чтобы работа фондов целевых капиталов оказывала положительный эффект на деятельность образовательных организаций, целесообразно стимулировать их формирование образовательных организациях и увеличивать объемы финансовых ресурсов, аккумулированных в таких фондах.
Не велико также количество компаний, в программном пакете которых есть социальные проекты и программы, направленные на поддержку и развитие образования, так, в 2015 году их было не более 60.
Компании, участвующие в реализации таких образовательных проектов, осуществляют свою деятельность в стратегически важных и высокотехнологичных отраслях экономики: около 20% процентов таких компаний работают в сферах горнодобывающей промышленности и металлургии, около 17% заняты в финансово-кредитной отрасли, занимаются страхованием и пенсионным обеспечением, около 12% это предприятия пищевой промышленности, около 10% работают в сфере торговли и общественного питания, около 8,5% задействованы в топливно-энергетическом комплексе, еще по 5% приходится на химическую промышленность, телекоммуникации и связь.
Не смотря на желание предприятий реального сектора экономики взаимодействовать с образовательными организациями на предмет совершенствования их образовательной инфраструктуры, отсутствие законодательно установленных стимулов для участия в развитии материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций не позволяет придать такой работе системный характер, необходимый, в том числе для их оперативной адаптации к динамично меняющимся параметрам производства, требованиям рынка и предстоящей масштабной реализации программ импортозамещения.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 265 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым к внереализационным расходам будут относиться расходы налогоплательщика на формирование или пополнение фонда целевого капитала, расходы в размере стоимости передаваемого образовательным организациям оборудования, техники и иного движимого имущества, необходимого для реализации образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ, и расходы в виде средств, выделяемых на развитие материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций, соответственно.
Внесение предусмотренных законопроектом изменений позволит организациям, инвестирующим средства в развитие материальной и учебно-лабораторной базы образовательных организаций, получить льготу по налогу на прибыль организаций в отношении средств, которые они готовы выделять на развитие материальной и учебно-лабораторной базы.
Законопроектом формируются налоговые стимулы для привлечения в сферу образования внебюджетных источников финансирования, которые будут направлены на развитие инфраструктуры образовательных организаций, обновление материальной и учебно-лабораторной базы, что повлечет за собой повышение качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с требованиями их потребителей - предприятий работодателей, а также позволит создать условия для подготовки востребованных экономикой высококвалифицированных кадров, повысить конкурентоспособность системы образования в целом.
В целях недопущения значительного сокращения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации законопроектом предусматривается ограничительный барьер в размере 1,5 процента от общего объема доходов организаций, в отношении которых предусматривается льготный режим.
Стоит отметить, что экономическое стимулирование перечисления средств жертвователей, передающих денежные средства или имущество на формирование эндаумента, является общепринятой мировой практикой и реализуется как в виде программ софинансирования пожертвований в эндаументы вузов (Великобритания, Норвегия, Гонконг), так и в виде разнообразных налоговых льгот: льгота на налог на прибыль, благотворительные взносы вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению (США, Канада, Великобритании, Франция, Германия, Швейцарии, Японии, Испания, Италия, Польша, Голландия, Австрия и другие).
Так, во Франции вычеты не могут превышать 0,5% налогов, которые платит компания, в Италии - 2% налогооблагаемой прибыли, в Бразилии - 4%, в Мексике - 7%, в Индии, Голландии, Южной Корее, Испании и США - 10%, в Китае - 12%, в Германии и Швейцарии - 20%, в Японии - 40%, в Канаде - 75%, а Великобритании ограничений нет.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация мер, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.