Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации"
(подготовлен МВД России 22.06.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации" (далее - проект постановления) подготовлен во исполнение пункта 4 поручений Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 г. N ИШ-П9-2426 по выполнению перечня поручений Президента Российской Федерации от 11 апреля 2016 г. N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 14 марта 2016 г.
Указанными поручениями предусмотрено обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность перевозки детей в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, исключительно с их использованием и (или) с использованием детских удерживающих устройств, а также установить запрет на оставление в транспортном средстве на время его стоянки детей дошкольного возраста без совершеннолетнего лица.
В этой связи проектом постановления предлагается дополнить пункт 12.8 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила), новым абзацем, которым устанавливается запрет оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица. Указанные изменения направлены на исключение возможности создания опасности для движения вследствие приведения оставленными без присмотра детьми транспортного средства в движение. Кроме того, предлагаемая новелла будет способствовать предотвращению возможности оставления детей в опасности, связанной с перегреванием (тепловым ударом), переохлаждением, испугом и пр., в том числе в случаях задержания транспортного средства в установленном законодательством порядке, а также неправомерного завладения транспортным средством третьими лицами.
В случае принятия проекта постановления административная ответственность за невыполнение указанного запрета будет наступать по части 1 статьи 12.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (долее - КоАП РФ).
Эффективность использования детских удерживающих устройств как средства пассивной безопасности, обеспечивающего снижение риска гибели и травмирования детей в возрасте до 12 лет, многократно подтверждена специальными исследованиями. В частности, по данным Всемирной организации здравоохранения, использование детских удерживающих устройств позволяет снизить риск травмирования детей в возрасте до 4 лет на величину до 80%, а детей в возрасте от 5 до 9 лет - на 52%. При этом использование только "взрослых" ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, позволяет сократить вероятность травматизма на величину от 19 до 52% (эффективность увеличивается пропорционально возрасту ребенка)*(1).
В настоящее время Правила предусматривают возможность использования для перевозки детей до 12-летнего возраста как детских удерживающих устройств, так и "иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства".
Вместе с тем по результатам проведенной НИЦИАМТ ФГУП "НАМИ" серии динамических испытаний были обоснованы выводы о том, что "иные средства" (в качестве объекта испытания были выбраны книга, бескаркасное устройство, корректор (адаптер) лямок ремня безопасности как наиболее характерные, репрезентативные и релевантные представители таких средств) не обеспечивают должный уровень защиты ребенка, сопоставимый с детским удерживающим устройством, удовлетворяющим требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
В ходе испытаний было также доказано, что "иные средства" с высокой вероятностью усугубляют последствия дорожно-транспортного происшествия для ребенка по сравнению с ремнями безопасности, предусмотренными конструкцией транспортного средства и используемыми для фиксации ребенка без каких-либо дополнительных приспособлений.
Учитывая изложенное, в проекте предлагается изложить пункт 22.9 Правил в новой редакции, предусматривающей безальтернативное использование детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, для перевозки детей в возрасте младше 7 лет, а также использование детских удерживающих устройств либо ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, для перевозки детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Следует отметить, что с учетом принятых Всемирной организацией здравоохранения в 2007 г. стандартных показателей развития ребенка, характеризующих соотношение роста, массы тела и возраста ребенка, дети в возрасте до 7 лет (для мальчиков в возрасте 6 лет 11 месяцев средние показатели роста - 121,7 см, веса - 22,7 кг, для девочек - 121,3 см и 22,2 кг соответственно) могут перевозиться в детских удерживающих устройствах групп 0 (масса ребенка менее 10 кг), 0+ (13 кг), I (9 - 18 кг), II (15 - 25 кг)*(2).
Для перевозки детей в возрасте от 7 лет и старше могут использоваться детские удерживающие устройства группы III (масса ребенка 22 - 36 кг), к которым, в частности, относятся недорогие удерживающие устройства типа "бустер".
Ответственность за нарушение требований пункта 22.9 Правил установлена частью 3 статьи 12.23 КоАП РФ. При этом в случае совершения правонарушения в условиях крайней необходимости лицо может быть освобождено от ответственности по основаниям, предусмотренным статьей 2.7 КоАП РФ.
Проектом постановления также предусмотрено внесение ряда изменений в Правила, направленных на устранение неточностей и пробелов правового регулирования.
Так, в связи с принятием национального стандарта ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", а также актов стандартизации Таможенного союза внесены изменения в пункт 1.2 и приложения 1 и 2 к Правилам. В частности, исключены ссылки на дорожную разметку 1.2.1 и 1.2.2, вместо которой в настоящее время применяется дорожная разметка 1.2.
В целях совершенствования правоприменительной деятельности пункт 11.4 уточнен нормой, предусматривающей прямой запрет на осуществление обгона в местах, где выезд на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, запрещен.
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Реализация проекта постановления не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе увеличения расходов из бюджета Российской Федерации.
МВД России
-------------------------------------------
*(1) "Ремни безопасности и детские удерживающие устройства. Руководство по безопасности дорожного движения для руководителей и специалистов". Всемирная организация здравоохранения, Фон FIA и др. / http://www.who.int/roadsafety/projects/manuals/seatbelt/en/.
*(2) Правила ООН N 44-04 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения удерживающих устройств для детей, находящихся в механических транспортных средствах ("детские удерживающие системы")".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.