Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободном порте Владивосток" (далее - проект акта), направленный для подготовки настоящего заключения Минвостокразвития России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Проект акта разработан на основании протокола наблюдательного совета сводного порта Владивосток от 22 декабря 2015 г. N 2 и в целях предоставления возможности получения статуса резидента свободного порта Владивосток юридическим лицам, зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскую деятельность на территории свободного порта Владивосток в течение двух и более лет и соответствующим требованиям, определенным проектом акта.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 18 декабря 2015 г. по 12 января 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 13 января 2016 г. по 29 января 2016 г. и с 6 мая 2016 г. по 20 мая 2016 г. посредством размещения указанных документов на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов в сети Интернет по адресу: regulation.gov.ru/p/44682 (ID проекта: 02/04/12-15/00044682). В ходе публичного обсуждения уведомления о подготовке проекта акта замечания и предложения не поступали. В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения были получены от Российского союза промышленников и предпринимателей, Минфина России и ФНС России. Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку замечаний и предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой им была указана информация об учете или причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 24 мая 2016 г. по 1 июня 2016 г. были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта и сводному отчету с субъектами предпринимательской деятельности, подпадающими под действие предлагаемого проектом акта регулирования. В ходе публичных консультаций по проекту акта и сводному отчету поступил отзывы, от Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Приморском крае, АО "Восточный Порт", ПАО "Находкинская база активного морского рыболовства", Российского союза промышленников и предпринимателей и Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края. Замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету, содержащиеся в указанных отзывах приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице о результатах проведения публичного обсуждения.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеется ряд замечаний.
1. Проектом акта предлагается установить особенности приобретения статуса резидента свободного порта Владивосток отдельными категориями юридических лиц.
В частности, согласно проекту акта статус резидента свободного порта Владивосток может быть получен юридическим лицом при одновременном соблюдении им следующих условий: соответствие требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ); налоги и сборы, уплачиваемые им в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, ежегодно в течение двух лет составляют три и более миллионов рублей, а также что юридическое лицо, намеревающееся получить статус резидента свободного порта Владивосток, должно быть зарегистрировано и действовать на территории свободного порта Владивосток в течение двух и более лет.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
В этой связи остается не ясным по какой причине или на основании каких объективных условий и факторов разработчиком предлагается не распространять действие предлагаемого проектом акта регулирования на индивидуальных предпринимателей. Никаких обоснований и доводов по данному вопросу разработчиком не представлено. По нашему мнению, предлагаемый проектом акта подход не только противоречит указанным нормам Федерального закона N 212-ФЗ, но и создает не равные условия для претендентов на получение статуса резидента свободного порта Владивосток.
Учитывая данное обстоятельство, считаем, что проект акта в этой части нуждается в доработке либо в обосновании предлагаемого им подхода к получению статуса резидента свободного порта Владивосток.
2. Кроме того, нуждаются в обосновании предусматриваемые проектом акта количественные и стоимостные значения критериев, которым должны соответствовать отдельные категории юридических лиц для получения статуса резидентов свободного порта Владивосток.
Поскольку разработчиком не представлены соответствующие статистические данные и расчеты, сделать вывод об обоснованности (оптимальности) предлагаемых им значений указанных критериев в настоящее время не представляется возможным.
3. Согласно части 1 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ для получения статуса резидента свободного порта Владивосток юридическое лицо должно, в том числе соответствовать требованиям Федерального закона N 212-ФЗ.
При этом следует отметить, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 212-ФЗ одним из требований, предъявляемых к претенденту на получение статуса резидента свободного порта Владивосток, является соблюдение им критериев отбора, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 октября 2015 г. N 1123 (далее - постановление N 1123), изданному во исполнение указанной статьи Федерального закона N 212-ФЗ, статус резидента свободного порта Владивосток может быть получен претендентом при соответствии им следующим критериям:
- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует реализовать на территории свободного порта Владивосток новый инвестиционный проект, либо указанные в заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки;
- объем капитальных вложений не может быть менее пяти миллионов рублей в срок, не превышающий трех лет со дня включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
В этих условиях, не ясно обязаны ли отдельные категории юридических лиц, на которых направлено предлагаемое проектом акта регулирование, соблюдать помимо критериев, предлагаемых проектом акта, также и критерии, предусмотренные постановлением N 1123.
Учитывая, что проект акта не содержит каких-либо исключений по данному вопросу, можно сделать вывод, что для получения статуса резидента свободного порта Владивосток юридическому лицу необходимо одновременно соответствовать всем критериям отбора.
По нашему мнению, данное требование является не обоснованно завышенным по отношению к юридическим лицам, зарегистрированным и действующим на территории свободного порта Владивосток, и создает не равные (более жесткие) условия по сравнению с иными претендентами на получение статуса резидента свободного порта Владивосток.
В целях устранения излишних административных барьеров при осуществлении отбора резидентов свободного порта Владивосток и создания благоприятных условий для дальнейшего развития предпринимательской деятельности на данной территории, считаем необходимым в этой части доработать проект акта.
4. Согласно проекту акта юридическое лицо для получения статуса резидента свободного порта Владивосток подает в управляющую компанию заявку в порядке, предусмотренном статьей 11 Федерального закона N 212-ФЗ с приложением к ней соответствующих документов (часть 2 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ).
При этом возможность заключения соглашения об осуществлении деятельности с юридическим лицом рассматривается на наблюдательном совете свободного порта Владивосток в установленном им порядке (часть 4 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ).
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 212-ФЗ рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов, а также рассмотрение и оценка бизнес-плана осуществляются управляющей компанией в течение пятнадцати рабочих дней с даты их получения. По результатам рассмотрения заявки и оценки бизнес-плана управляющая компания принимает решение о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности или об отказе в заключении соглашения об осуществлении деятельности.
Таким образом, проектом акта предлагается наделить наблюдательный совет свободного порта Владивосток полномочием, уже закрепленным статьей 11 Федерального закона N 212-ФЗ за управляющей компанией, что противоречит нормам указанной статьи Федерального закона N 212-ФЗ.
В этих условиях считаем, что в проект акта необходимо внести соответствующие изменения, а именно: либо часть 4 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ привести в соответствие нормам статьи 11 Федерального закона N 212-ФЗ, либо дополнить нормой, предусматривающей вышеуказанное исключение в установленном ею порядке.
5. В соответствии с частью 4 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ в случае принятия наблюдательным советом свободного порта Владивосток решения о возможности заключения соглашения об осуществлении деятельности в нем указывается средняя величина налогов и обязательных взносов, а также условие, что если по итогам года величина уплаченных резидентом свободного порта Владивосток налогов и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды составит меньше средней величина налогов и обязательных взносов, указанных в соглашении об осуществлении деятельности, то резидент свободного порта Владивосток обязан уплатить возникшую разницу в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов в размере, порядке и сроки, установленные наблюдательным советом свободного порта Владивосток.
При этом согласно части 5 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ указанные платежи резидента свободного порта Владивосток признаются безвозмездными поступлениями от юридических лиц.
Обращаем внимание, что в соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), определяющей основные начала законодательства о налогах и сборах, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Как следует из приведенных выше норм Кодекса положения, предусматриваемые частями 4 и 5 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ, не соответствуют основным началам законодательства о налогах и сборах (с учетом вводимых с 1 января 2017 г. изменений порядка уплаты и администрирования страховых взносов в государственные внебюджетные фонды) и, следовательно, не могут быть признаны правомерными.
Кроме того, проектом акта не предусматриваются порядок и сроки уплаты безвозмездных платежей, а также порядок их администрирования и цели дальнейшего их использования.
В этих условиях считаем, что возложение на резидентов свободного порта Владивосток обязанности осуществлять безвозмездные платежи может привести не только к необоснованному и существенному увеличению финансового обременения резидентов свободного порта Владивосток, но и к возникновению коррупционных рисков.
В связи с изложенным, считаем необходимым исключить указанные положения из проекта акта.
6. Частью 6 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ устанавливается, что в случае существенного изменения рыночных условий, связанных с объективными экономическими факторами резидент свободного порта Владивосток вправе обратится в наблюдательный совет свободного порта Владивосток в целях предоставления временного освобождения от исполнения обязанности по уплате указанных платежей.
При этом отмечаем, что определение понятия "существенное изменение рыночных условий, связанных с объективными экономическими факторами" проектом акта не предусматривается. По мнению Минэкономразвития России, указанное понятие в данном случае не может быть однозначно истолковано ни резидентом свободного порта Владивосток ни наблюдательным советом свободного порта Владивосток, что может привести к возникновению проблем в правоприменении положений части 6 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ в целом и, как следствие, к возникновению судебных споров.
Принимая во внимание изложенную в пункте 5 настоящего заключения позицию в отношении возлагаемой проектом акта на резидентов свободного порта Владивосток обязанности осуществлять безвозмездные платежи, считаем необходимым также исключить из проекта акта и часть 6 проектируемой статьи 111 Федерального закона N 212-ФЗ.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем в проекте акта содержатся положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.