Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.2.2/2.2.1... - 15 "Санитарно-эпидемиологических требования к организации технологических процессов и рабочих мест, промышленным объектам, санитарному содержанию помещений и оборудованию производственных помещений" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведено публичное обсуждение уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 6 мая 2014 г. по 21 мая 2014 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 29 декабря 2014 г. по 28 января 2015 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID 00/03-14716/05-14/10-13-2.
Согласно информации, представленной в пункте 1.6 сводного отчета, целью разработки проекта акта является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета проект акта разрабатывается на основании поручения Правительства Российской Федерации, протокол совещания от 30 октября 2013 г. N ОГ-П12-258пр. В случае принятия проекта акта предлагаемым правовым регулированием могут быть затронуты интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией промышленных объектов, внедрением в производство и осуществлением технологических процессов, организацией рабочих мест и эксплуатацией производственного оборудования на предприятиях всех видов экономической деятельности (кроме горнорудных и добычных угольных работ), включая транспорт, строительство, связь и сельское хозяйство, а также органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (количественная оценка участников регулирования разработчиком не проведена).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке данных документов процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 6 ноября 2015 г. по 12 ноября 2015 г., в результате которых получено 7 отзывов от Ассоциации Компаний Розничной Торговли (АКОРТ), ЗАО "ХЛЕБ", ЗАО "Пензенская кондитерская фабрика", Национальной ассоциации центров охраны труда, АО "СУЭК", ПАО "ЛУКОЙЛ", РСПП, которые учтены в настоящем заключении и отражены в прилагаемой справке о проведении публичных консультаций.
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний к проекту акта в рамках подготовки настоящего заключения, Минэкономразвития России обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. Пунктами 2.6, 3.3, 14.15, а также разделами IV и V проекта акта установлены требования к зданиям и сооружениям. В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - закон N 184-ФЗ) указанный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Согласно части 3 статьи 4 закона 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 и 9.1 указанного закона. На основании части 3 статьи 7 закона N 184-ФЗ не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер.
В соответствии со статьей 5.1 закона N 184-ФЗ особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". При этом считаем необходимым отметить, что объектом технического регулирования в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - закон N 384-ФЗ) являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Кроме того, закон N 384-ФЗ устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях*(1). Таким образом, законом N 384-ФЗ уже установлены минимальные необходимые требования к безопасности зданий и сооружений.
Кроме того, в соответствии с частью 5 статьи 3 закона N 384-ФЗ дополнительные требования безопасности к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) могут устанавливаться иными техническими регламентами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Таким образом, установление обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, не является предметом правового регулирования государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая тот факт, что проект акта относится к категории ведомственного акта и содержит дополнительные обязательные требования к зданиям и сооружениям, необходимо исключить указанные требования из редакции проекта акта.
2. В пункте 1.1 проекта акта представляется целесообразным уточнить, что относится к производственно-обусловленным заболеваниям в связи с отсутствием определения указанного понятия в законодательстве Российской Федерации.
3. Согласно пункту 2.4 проекта акта проекты строительства новых или технического перевооружения действующих предприятий производственных объектов должны предусматривать использование передовых технологий, ресурсосберегающих, безотходных и малоотходных решений и современного оборудования, приводящих к устранению или снижению воздействия вредных факторов производственной среды (химических, физических, биологических) на здоровье работников и окружающую среду (атмосферный воздух, почву и водоемы).
Принимая во внимание, что в действующем законодательстве Российской Федерации не представлены определения понятий "передовые технологи", "современное оборудование" представляется целесообразным исключить данные термины из редакции проекта акта.
4. Согласно пункту 2.18 проекта акта предварительные и периодические медицинские осмотры организуются работодателем для работников, подвергающихся воздействию вредных производственных факторов, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Не прошедшие медицинский осмотр лица к выполнению профессиональных обязанностей не допускаются. Вместе с тем указанные требования содержатся в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Таким образом, представляется целесообразным исключить указанный пункт из редакции проекта акта.
5. Согласно пункту 3.5 проекта акта свободные от застройки и дорог территории производственных объектов должны быть благоустроены, в том числе озеленены. Данный пункт представляется избыточным, так как требования по благоустройству, в том числе озеленению уже установлены статьями 37 и 38 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7 -ФЗ "Об охране окружающей среды", а также пунктом 12 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87.
6. Согласно пункту 3.12 проекта акта организации должны иметь складские помещения, объем, мощность и обустройство которых полностью обеспечивают потребности в хранении и оборудованные подъемно-транспортными средствами, позволяющими полностью механизировать и обезопасить операции разгрузки и погрузки сырья и материалов. В соответствии со статьей 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (далее - постановление N 554) государственные санитарно-эпидемиологические правила могут устанавливать требования исключительно к эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также к жилым помещениям.
Таким образом, требование о наличии складских помещений, а также полной механизации погрузо-разгрузочных операций представляется целесообразным исключить.
7. В пункте 4.3 проекта акта представляется целесообразным уточнить критерии объема и площади одного рабочего места. Так, например, в соответствии с пунктом 3.3.2 СанПиН 2.3.4.050-96*(2) площадь и кубатура производственных помещений устанавливается с учетом технологического процесса и обеспечения на каждого работающего не менее 4,5 кв. м площади и 15 куб. м воздуха, а согласно пункту 2.2.3 СП 2.5.1.1107-02*(3) не менее 6 м2 и 20 м3 соответственно.
8. В целях однозначного применения пункт 3.6 проекта акта представляется целесообразным уточнить в части его применения исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
9. Согласно пункту 12.1 проекта акта при организации технологических процессов физические нагрузки, показатели тяжести и напряженности трудового процесса должны обеспечивать оптимальные или допустимые условия труда. При этом представляется целесообразным привести соответствующие нормативные документы, в которых содержатся методики определения физических нагрузках.
10. Согласно пункту 2.1 проекта акта проекты строительства, реконструкции, технического перевооружения и перепрофилирования промышленных объектов, любые изменения технологического процесса, организация новых рабочих мест должны соответствовать требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений, включать решения по минимизации профессиональных рисков и рисков, связанных с загрязнением среды обитания. Данный пункт представляется целесообразным исключить ввиду того, что требование о необходимости соответствия требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений установлено непосредственно в Законе N 384-ФЗ.
11. Пункт 4.13 проекта акта представляется целесообразным дополнить нормой, устанавливающей возможность в определенных случаях использовать средства индивидуальной защиты слуха.
12. Согласно пункту 6.1 проекта акта технологические процессы, сопровождающиеся образованием и выделением пыли, должны обеспечивать беспыльную транспортировку материалов. Применение данного пункта на практике может привести к невозможности его соблюдения.
Таким образом, представляется целесообразным доработать пункт 6.1 проекта акта или исключить его из редакции проекта акта.
13. Пункт 6.2 проекта акта, также пункт 6 Приложения 1 к проекту акта представляется целесообразным применять исключительно для вновь проектируемых объектов или при технологическом перевооружении действующего предприятия.
14. Пунктами 3.8 - 3.11, а также разделом VII проекта акта устанавливаются требования к технологическому процессу транспортировки токсичных и агрессивных жидких веществ, а также к технологическим процессам, сопровождающимся применением и выделением вредных веществ, что недопустимо в СанПиН и требует их исключение по основаниям, представленным в пункте 1 настоящего заключения.
15. Принимая во внимание значительные изменения по сравнению с действующим регулированием, а также пункт 8(2) правил проведения оценки регулирующего воздействия представляется целесообразным установить переходный период вступления в силу проекта акта.
Кроме того, разработчику представляется целесообразным ознакомиться с замечаниями и предложениями, представленными в справке о проведении публичных консультаций, с целью возможности их учета при доработке проекта акта.
С учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о соответствии цели регулирования проекта акта предлагаемому способу решения проблемы.
На основании оценки регулирующего воздействия проекта акта, установлено, что проект акта содержит положения, вводящие избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующие их введению, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующие возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 13 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Часть 6 статьи 3 закона N 384-ФЗ
*(2) СанПиН 2.3.4.050-96. 2.3.4. Предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности (технологические процессы, сырье). Производство и реализация рыбной продукции. Санитарные правила и нормы" (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 11 марта 1996 г. N 6)
*(3) Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 февраля 2002 г. N 7 "О введении в действие санитарных правил СП 2.5.1.1107-02" (Зарегистрировано в Минюсте России 13 мая 2002 г. N 3423)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.