Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.06.2016)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Статья 1
Дополнить статью 4.1 Федерального закона 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3833; 2003, N 17, ст. 1556; 2008, N 49, ст. 5748; 2009, N 52, ст. 6440; 2011, N 30, ст. 4594; 2013, N 19, ст. 2314; 2015, N 29, ст. 4347) пунктом 3 следующего содержания:
"3. Регистрация указанных в настоящей статье искусственных островов, установок, сооружений и прав на них осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.".
Статья 2
Регистрация расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря искусственных островов, установок, сооружений и прав на них, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N АД-П9-2565 в целях законодательного закрепления единообразного подхода к государственной регистрации прав на объекты обустройства месторождений углеводородного сырья, расположенные во внутренних морских водах, территориальном море, а также на участках недр российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.
Принципиальное отличие регистрации прав на указанные объекты заключается в их особом статусе. Так, в соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В тоже время в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 3 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закрепленные в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).
Создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, проведение буровых работ, прокладка подводных кабелей, трубопроводов во внутренних морских водах и в территориальном море осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных водным законодательством, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 г. N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации" (далее - постановление N 44) запрос на создание, эксплуатацию и использование таких объектов, представляемый в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, должен содержать, в том числе сроки начала и окончания эксплуатации и использования искусственных островов, установок и сооружений.
В целях обеспечения безопасности судоходства и рыболовства и предотвращения угрозы загрязнения морской среды покинутые или неиспользуемые искусственные острова, сооружения и установки должны быть удалены (ликвидированы) их создателями в сроки, оговоренные в разрешении (пункт 19 постановления N 44).
Таким образом, рассматриваемые объекты, имеют статус временных сооружений и не отвечают требованиям, предъявляемым к объектам недвижимости в понимании действующей системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Цели создания и использования объектов обустройства месторождений углеводородного сырья, расположенных во внутренних морских водах, территориальном море, а также на участках недр российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, которые непосредственно связаны со специфическими видами деятельности, относящимися к лицензируемым видам деятельности, а также запрет на передачу прав по выданным разрешениям на создание и эксплуатацию таких объектов другим лицам, свидетельствуют о том, что участие указанных объектов в гражданском обороте объектов недвижимости не предполагается или существенно ограничено и возможно только для узкого круга лиц.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о государственной регистрации прав на объекты обустройства морских месторождений ключевое значение имеет вопрос, находятся ли такие объекты в границах территории Российской Федерации.
Согласно статье 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
Территория Российской Федерации по морю ограничивается внешней границей территориального моря Российской Федерации, которая определяется как часть моря, шириной 12 морских миль (22,2 км), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходных линий (статья 3 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. (далее - Конвенция ООН по морскому праву, ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ).
Суверенитет государства распространяется в том числе и на территориальное море, включая воздушное пространство над ним (статья 3 Конвенции ООН по морскому праву), что означает, что на данной территории действует законодательство соответствующего государства, а само государство на такой территории независимо.
Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (далее - Закон о Государственной границе) и Федеральным законом от 31 июля 1998 г. N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - Закон N 155-ФЗ) определено, что прохождение Государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море - по внешней границе территориального моря Российской Федерации.
Согласно статье 2 Закона N 155-ФЗ территориальное море Российской Федерации - это примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 Закона N 155-ФЗ, при этом иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 Закона N 155-ФЗ.
Правовой статус Каспийского моря как внутриконтинентального водоема, не имеющего естественного соединения с Мировым океаном, не регламентируется нормами международного морского права, в частности, положениями Конвенции ООН по морскому праву. В этой связи в нем отсутствуют "традиционные" морские пространства, такие как территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф.
Данный вопрос является предметом продолжающихся переговоров между прикаспийскими государствами. В рамках данного процесса по итогам переговоров на высшем уровне в ходе Астраханского саммита 2014 г. зафиксирована готовность сторон установить в каспийской акватории следующие зоны: под национальным суверенитетом шириной 15 морских миль; рыболовные зоны (с исключительным правом на добычу водных биоресурсов) шириной 10 морских миль; общее водное пространство. Однако такое понимание отражено в Заявлении президентов - политическом, не имеющем обязательной юридической силы документе.
Разграничение участков дна Каспийского моря в соответствии с соглашениями России с Казахстаном и Азербайджаном произведено исключительно в целях осуществления нашими государствами суверенных прав на недропользование, при этом объем суверенных прав, которыми Россия обладает в отношении своего участка дна Каспия по этим соглашениям, эже объема ее прав в отношении своего континентального шельфа согласно международному праву.
Закрепление за Россией суверенных прав в российской части дна Каспийского моря не означает и включения соответствующих пространств в состав территории нашего государства и не дает оснований для осуществления над ними всей полноты национальной юрисдикции.
По информации Росреестра, согласно географическим координатам расположения объектов в акватории северной части Каспийского моря, указанным в разрешениях на ввод соответствующих объектов в эксплуатацию, данные объекты располагаются за пределами районов, находящихся под суверенитетом Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что объекты обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенные на лицензионных участках недр российского участка дна Каспийского моря, могут быть условно приравнены к искусственным островам, установкам, сооружениям, расположенным на континентальном шельфе Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая международный правовой статус и в связи с этим особое регулирование отношений по использованию континентального шельфа Российской Федерации и российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, вопросы о регистрации прав на объекты обустройства морских месторождений на указанных территориях должны иметь особое регулирование, как это, в частности, предусмотрено Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (далее - Закон о шельфе) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. N 760 "О регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них" (далее - Постановление N 760).
В настоящее время государственная регистрация объектов обустройства морских месторождений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них осуществляется согласно Закону о шельфе и Правилам регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации и прав на них, установленным Постановлением N 760 (далее - Правила).
При этом Постановлением N 760 предусмотрено, что регистрация искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них осуществляется Росприроднадзором (пункт 2 Правил), находящимся в ведении Минприроды России, в специальном реестре - Реестре искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них.
В этой связи представляется целесообразным распространить применение указанных Правил также в отношении объектов обустройства морских месторождений углеводородного сырья, расположенных во внутренних морских водах, территориальном море, а также в российской части (российского сектора) дна Каспийского моря на лицензионных участках недр, не затрагивая вопросы правового статуса российской части (российского сектора) дна Каспийского моря.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации отсутствует.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 4.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. N 760 "О регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них".
Основание: статьи 1, 2 законопроекта.
Головной исполнитель - Минприроды России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
2. Приказ Минприроды России от 9 ноября 2015 г. N 466 "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 9 ноября 2015 г. N 466 "Об утверждении формы выписки из реестра искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них, удостоверяющей проведенную регистрацию искусственных островов, установок, сооружений и прав на них, форм заявлений о регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них, об изменении содержащихся в реестре сведений об искусственных островах, установках, сооружениях, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и о правах на них, о прекращении записи в реестре о регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них".
Основание: статьи 1, 2 законопроекта, постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г. N 760 "О регистрации искусственных островов, установок, сооружений, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, и прав на них".
Головной исполнитель - Минприроды России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Приказ Ростехнадзора от 11 августа 2015 г. N 305 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности".
Основание: статьи 1, 2 законопроекта.
Головной исполнитель - Ростехнадзор.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия законопроекта в третьем чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.