Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах по вопросам администрирования страховых взносов."
(от 20.05.2015)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о страховых взносах по вопросам администрирования страховых взносов" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрудом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 23 января по 6 февраля 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 11 февраля по 26 февраля 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru/project/22520.html.
Минэкономразвития России письмом от 20 марта 2015 г. N 6479-ОФ/Д26и направило в адрес Минтруда России отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия на проект акта с рядом замечаний к его положениям.
Минтруд России письмом от 14 мая 2015 г. N 17-4/10/В-2770 направил доработанный проект акта.
Вместе с этим обращаем внимание на следующие риски, связанные с реализацией положений проекта акта.
Субъектами правового регулирования, на которых распространится действие норм проекта акта, являются все юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками страховых взносов и производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В сводном отчете разработчик указал, что количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, интересы которых будут затронуты проектируемыми изменениями, составляет 65 тысяч, количество должностных лиц организаций - работодателей, индивидуальных предпринимателей (работодателей) также составляет 65 тысяч.
Вместе с тем, только число средних предприятий в Российской Федерации на конец 2013 г. составило 13684, число малых предприятий в Российской Федерации на конец 2013 г. составило 2063126, в том числе микропредприятий - 1828589.*(1)
По данным Роструда, предоставленным разработчиком в пояснительных материалах к проекту акта, в 2014 г. государственными инспекциями труда было проведено 45 954 результативные проверки с выявленными правонарушениями по оплате труда и 18 977 результативных проверок с выявленными нарушениями в части оформления трудовых отношений.
В соответствии с проектируемыми нормами в качестве основания для проведения выездной проверки, а также основания для проведения повторной выездной проверки, будет являться полученная органом контроля за уплатой страховых взносов от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, его территориальных органов, информации, содержащейся в соответствующих актах проверок, о нарушении плательщиком страховых взносов требований трудового законодательства в части невыплаты заработной платы работнику в полном объеме или ее выплаты в размере менее установленного, уклонения от оформления трудового договора либо заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Остается не ясным в чем различие между "невыплатой заработной платы в полном объеме" и "выплатой заработной платой в размере менее установленного".
Полагаем необходимым внести соответствующие уточнения в указанные формулировки.
Кроме того, представляется, что основанием для проведения выездной проверки, а также основанием для проведения повторной выездной проверки, может служить соответствующее решение суда о нарушении требований трудового законодательства Российской Федерации, а не информация, содержащаяся в соответствующих актах проверок.
Необходимо отметить, что предлагаемое проектом акта регулирование может привести к существенному росту административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что противоречит посланию Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 4 декабря 2014 г., в котором указывалось на необходимость максимального снятия ограничений с бизнеса, сокращения избыточного надзора и контроля, в том числе отмены плановых проверок в течение трех лет в отношении субъектов малого предпринимательства, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено существенных нарушений требований, а также на целесообразность проведения контрольно- надзорных мероприятий только в случаях, когда есть риски и признаки нарушений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития российской Федерации www.smb.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.