Доработанный текст проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности арбитражного управляющего"
(подготовлен Минэкономразвития России 09.07.2016)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности арбитражных управляющих)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 43, ст. 4190; 2009, N 1, ст. 4; 2011, N 1, ст. 41; 2014, N 49, ст. 6914; 2015, N 1, ст. 35; N 27, ст. 3945, 3977) следующие изменения:
1) в абзаце первом пункта 2 статьи 20.2 слова "или конкурсных управляющих" заменить словами ", конкурсных управляющих или финансовых управляющих";
2) статью 20.3 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1. Арбитражный управляющий, освобожденный или отстраненный от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному арбитражному управляющему в течение трех рабочих дней с даты утверждения такого арбитражного управляющего.";
3) абзац первый пункта 4 статьи 20.4 признать утратившим силу;
4) дополнить новой статьей 20.4-1 следующего содержания:
"Статья 20.4-1. Возмещение причиненных арбитражным управляющим убытков
1. Арбитражный управляющий обязан возместить должнику, кредиторам и иным лицам убытки, которые причинены в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
2. Арбитражный управляющий несет ответственность если будет доказано неисполнение им обязанности действовать добросовестно и (или) разумно. Наличие убытков, возникших в период осуществления арбитражным управляющим своей деятельности, не свидетельствует о недобросовестности и (или) неразумности действий арбитражного управляющего. Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать недобросовестность и (или) неразумность действий арбитражного управляющего.
В случае неисполнения иных обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, арбитражный управляющий несет ответственность при наличии вины. Отсутствие вины доказывается арбитражным управляющим.
3. Совершение арбитражным управляющим действий или бездействия, повлекших за собой причинение убытков, во исполнение решения собрания кредиторов (комитета кредиторов), не освобождает арбитражного управляющего от ответственности.
4. Срок исковой давности по требованиям о возмещении убытков арбитражным управляющим составляет три года, но в любом случае не более трех лет со дня завершения конкурсного производства (реализации имущества гражданина) либо прекращения производства по делу о банкротстве. В случае пропуска этого срока гражданином по уважительной причине он может быть восстановлен судом.
5. Требование о возмещении арбитражным управляющим убытков подлежит предъявлению в рамках дела о банкротстве в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве или рассматривавший дело о банкротстве в случае прекращения производства по делу о банкротстве либо завершения конкурсного производства (реализации имущества гражданина).
6. Требование о возмещении арбитражным управляющим убытков оплачивается государственной пошлиной в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для оплаты исковых заявлений имущественного характера.
7. Определение, принятое арбитражным судом по результатам рассмотрения требования о возмещении арбитражным управляющим убытков, может быть обжаловано.
На основании определения об удовлетворении требования о возмещении арбитражным управляющим убытков выдается исполнительный лист.
8. В случае причинения арбитражным управляющим убытков должнику требование об их возмещении арбитражным управляющим может быть предъявлено от имени должника участвующим в деле о банкротстве лицом.
Таким правом обладает конкурсный кредитор или уполномоченный орган, если размер кредиторской задолженности перед ним, включенной в реестр требований кредиторов, составляет более одного процента общего размера кредиторской задолженности, включенной в реестр требований кредиторов, или более трех миллионов рублей.
В случае удовлетворения такого требования в период рассмотрения дела о банкротстве указанные убытки взыскиваются в пользу должника, и соответствующие средства подлежат включению в конкурсную массу. Если до рассмотрения такого требования по существу будет завершено конкурсное производство или реализация имущества гражданина либо прекращено производство по делу о банкротстве, то дальнейшее рассмотрение этого требования как обособленного спора осуществляется с учетом правил пункта 9 настоящей статьи.
Предъявившее требование от имени должника участвующее в деле о банкротстве лицо обладает правом требовать принудительного исполнения определения арбитражного суда о взыскании убытков в пользу должника.
В случае рассмотрения указанного требования по существу в период рассмотрения дела о банкротстве участвующие в деле о банкротстве лица в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.
9. После прекращения производства по делу о банкротстве либо завершения конкурсного производства (реализации имущества гражданина) требование о возмещении лицу, участвовавшему в деле о банкротстве, убытков, связанных с причинением арбитражным управляющим убытков должнику, подлежит предъявлению и рассмотрению в рамках дела о банкротстве в порядке, предусмотренном главой 28.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, независимо от количества присоединившихся к требованию лиц.
В случае удовлетворения такого требования убытки взыскиваются в пользу каждого лица, обратившегося с соответствующим требованием или присоединившегося к нему, с учетом того, какую сумму они могли бы получить при возмещении убытков в ходе дела о банкротстве при условии соблюдения очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов.
Лица, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к такому требованию, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями.
Правило абзаца второго пункта 8 настоящей статьи не применяется при предъявлении конкурсным кредитором или уполномоченным органом требования о возмещении, убытков, связанных с причинением арбитражным управляющим убытков должнику, после прекращения производства по делу о банкротстве либо завершения конкурсного производства (реализации имущества гражданина).
10. Наличие предъявленного и не рассмотренного по существу требования о возмещении арбитражным управляющим убытков не препятствует завершению конкурсного производства или реализации имущества гражданина либо прекращению производства по делу о банкротстве.
11. В случае удовлетворения судом требования о взыскании убытков с арбитражного управляющего судебные расходы, понесенные другими лицами при рассмотрении этого требования, подлежат взысканию с арбитражного управляющего.
В случае отказа суда в удовлетворении требования о взыскании убытков с арбитражного управляющего судебные расходы, понесенные арбитражным управляющим при рассмотрении этого требования, подлежат взысканию с лиц, предъявивших это требование.
12. Отсутствие предъявленных и удовлетворенных судом жалоб на действия арбитражного управляющего не препятствует предъявлению и удовлетворению судом требования о возмещении арбитражным управляющим убытков.
5) в пункте 5 статьи 24.1 слова "решением суда" заменить словами "судебным актом";
6) в пункте 2 статьи 35:
а) абзац второй после слов "отстранением арбитражных управляющих," дополнить словами "взысканием с арбитражных управляющих убытков,";
б) дополнить абзацем пятым следующего содержания:
"страховая компания, с которой у арбитражного управляющего заключен договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего при рассмотрении вопросов, связанных с отстранением арбитражных управляющих, взысканием с арбитражных управляющих убытков, а также жалоб на действия арбитражных управляющих.".
7) статью 60 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
"6. В случае удовлетворения судом жалобы на действия арбитражного управляющего судебные расходы, понесенные другими лицами при рассмотрении этой жалобы, подлежат взысканию с арбитражного управляющего.
В случае отказа суда в удовлетворении жалобы на действия арбитражного управляющего судебные расходы, понесенные арбитражным управляющим при рассмотрении этой жалобы, подлежат взысканию с лиц, предъявивших эту жалобу.
При рассмотрении иных жалоб и заявлений в деле о банкротстве суд вправе возложить судебные расходы участников соответствующего разбирательства на арбитражного управляющего, если будет доказано, что такое разбирательство (такие расходы) возникли в связи с заведомо незаконными действиями арбитражного управляющего.";
8) пункт 3 статьи 97 признать утратившим силу;
9) пункт 4 статьи 98 признать утратившим силу.
Статья 2
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 52, ст. 5574; 2010, N 21, ст. 2530; 2015, N 1, ст. 35, 37; 2016, N 1, ст. 11) внести следующие изменения:
1) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова "частями 1 и 2 статьи 14.13" заменить словами "частями 1-3 статьи 14.13";
2) в статье 14.13:
а) в абзаце втором части 3 слова "от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей" заменить словами "от десяти тысяч до ста тысяч рублей";
б) абзац первый части 3.1 изложить в следующей редакции:
"3.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лицом, подвергнутым наказанию в виде административного штрафа за совершенное административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемых деяний,".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.
2. Пункты 1 и 2 статьи 1 настоящего Федерального закона применяются в том числе к арбитражным управляющим, утвержденным до вступления в силу настоящего Федерального закона.
3. Пункт 4 статьи 1 настоящего Федерального закона применяется в том числе к требованиям о возмещении арбитражным управляющим убытков, предъявленным в суд до вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Предусмотренный пунктом 4 статьи 20.4-1 Федерального закона N 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции настоящего Федерального закона) срок исковой давности применяется к отношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, если к этому моменту не истек срок исковой давности, действовавший до вступления в силу настоящего Федерального закона. В таком случае давность не может считаться истекшей ранее чем по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности арбитражных управляющих)"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности арбитражных управляющих)" (далее - законопроект) подготовлен в целях выполнения подпункта "б" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N Пр-395.
Законопроект направлен на усиление ответственности арбитражного управляющего за нарушение законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и предполагает уточнение обязанностей, возлагаемых на арбитражного управляющего в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Законопроектом предлагается установить общую норму об обязанности арбитражного управляющего передавать документацию, материальные и иные ценности вновь утвержденному арбитражному управляющему в течение трех рабочих дней в случае освобождения или отстранения арбитражного управляющего.
Кроме того, законопроектом уточняется порядок предъявления и удовлетворения требований о возмещении убытков, предъявляемых к арбитражному управляющему, а также предусматривается возможность участия саморегулируемой организации арбитражных управляющих в арбитражном процессе по делу о банкротстве при рассмотрении заявлений о взыскании убытков с арбитражных управляющих, являющихся их членами.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Закон о банкротстве в части установления требований к финансовому управляющему в целях утверждения его в деле о банкротстве гражданина.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством несостоятельности (банкротстве), которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Административное наказание должно соответствовать характеру совершенного правонарушения и быть соразмерным его тяжести. В связи этим для предупреждения совершения правонарушений, достижения целей административного наказания и обеспечения возможности применения наказания в виде штрафа законопроектом предусматривается снижение минимально размера штрафа до десяти тысяч рублей с одновременным увеличением верхнего порога до ста тысяч рублей. Кроме того, учитывая, что предупреждение является одним из видов административного наказания, законопроектом предлагается внести изменения в часть 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, установив предусмотренное этой частью административное наказание для случаев повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, лицом, подвергнутым за первое административное правонарушение наказанию в виде административного штрафа.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.