Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(от 20 апреля 2016 г. N 11423-ОФ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 16 декабря 2015 г. по 11 февраля 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 11 февраля по 11 марта 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/12-15/00044627). Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Проектом акта вносятся изменения в главу 14 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП) в части ее дополнения статьей 14.46.2, устанавливающей административную ответственность за нарушения требований, предусмотренных статьями 37, 38 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Обращаем внимание на следующие положения проекта акта, требующие доработки.
1. Пунктом 3 проектируемой статьи 14.46.2 КоАП предусмотрена ответственность за "невыполнение или ненадлежащее выполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) мероприятий по предотвращению причинения вреда, предусмотренных программой мероприятий по предотвращению причинения вреда, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 38 КоАП программа мероприятий по предотвращению причинения вреда "должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. В случае, если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции".
Остается неясным, что понимается под "ненадлежащим выполнением" указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 38 КоАП мероприятий. Представляется недопустимым включать в КоАП виды ответственности, которые не могут быть однозначно истолкованы.
2. Абзацем третьим пункта 4 проектируемой статьи 14.46.2 КоАП за "невыполнение изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) обязанностей по приостановлению производства и реализации несоответствующей требованиям технических регламентов или обязательным требованиям к продукции, подлежащим применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, а также отзыву такой продукции в случае, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда, предусмотренных частью 3 настоящей статьи" предусмотрен административный штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 30 до 40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; для юридических лиц - в размере от 100 до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Обращаем внимание, что пунктом 2 статьи 14.43 КоАП "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов" (далее - статья 14.43) за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, повлекшее причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений предусмотрены следующие виды административной ответственности: наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Обращаем внимание, что в пункте 4 проектируемой статьи 14.46.2 КоАП предусмотрено наказание в связи с угрозой причинения вреда. Между тем, статьей 14.43 административное наказание определено за нарушение требований, в том числе повлекших причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Таким образом, представляется, что такой вид административного наказания, как приостановление деятельности на срок до 90 суток, определяемый разработчиком в абзаце третьем пункта 4 проектируемой статьи 14.46.2 КоАП, является чрезмерным.
В статье 14.43 такой вид административного наказания установлен для случаев повторного совершения административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 указанной статьи.
Представляется возможным определить такую меру административного наказания как приостановление деятельности на срок до 90 суток только в пункте 5 проектируемой статьи 14.46.2 КоАП, положениями которого устанавливается ответственность за повторное совершение административного правонарушения, "предусмотренного частью 4 настоящей статьи", исключив ее из пункта 4 указанной статьи.
3. Согласно пункту 22 правил проведения оценки регулирующего воздействия если в результате доработки разработчиком в проект акта будут внесены изменения, содержащие положения, имеющие высокую или среднюю степень регулирующего воздействия, проект акта подлежит повторному размещению на официальном сайте с целью проведения публичного обсуждения в соответствии с пунктами 16-21 правил оценки регулирующего воздействия, при этом минимальный срок их проведения устанавливается в размере половины срока, установленного соответственно подпунктами "а" и "б" пункта 18 правил оценки регулирующего воздействия.
Представленная на заключение об оценке регулирующего воздействия редакция проект акта включает пункт 5 проектируемой статьи 14.46.2 КоАП, определяющий новую по сравнению с размещенной на официальном сайте диспозицию в части определения санкций за повторное нарушение требований статьи 39 Закона N 184-ФЗ.
Таким образом, проект акта в новой редакции должен быть размещен повторно для проведения его публичного обсуждения, по окончании которого в соответствии с пунктом 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия повторно направлен в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.