Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"
(подготовлен Минюстом России 20.07.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" (далее - законопроект) направлен на устранение препятствий в реализации полномочий судебных приставов-исполнителей и повышение эффективности розыска граждан-должников и детей.
Согласно статьям 64, 65 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон) в целях установления местонахождения лиц, разыскиваемых в рамках исполнительных производств, судебные приставы-исполнители, осуществляющие розыск, вправе запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации.
Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", устанавливающей исчерпывающий перечень обстоятельств, когда сведения, составляющие врачебную тайну, предоставляются без согласия гражданина или его законного представителя, отсутствует положение о возможности получения судебным приставом-исполнителем сведений о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, которые составляют врачебную тайну.
Данное обстоятельство препятствует судебным приставам-исполнителям в полной мере реализовывать предоставленные вышеназванными федеральными законами полномочия в части получения сведений о факте обращения лиц, находившихся в розыске, за оказанием медицинской помощи, которые необходимы для осуществления эффективного розыска должника-гражданина, ребенка, а также гражданина-ответчика.
Судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника и (или) ребенка при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные Законом об исполнительном производстве, не позволили установить местонахождение должника, его имущества или местонахождение ребенка.
При этом судебный пристав-исполнитель уполномочен объявлять и осуществлять исполнительный розыск должника и (или) ребенка не по всем исполнительным документам. Исполнительные документы, по которым судебным приставом-исполнителем объявляется исполнительный розыск должника- гражданина и (или) ребенка, установлены в статье 65 Закона об исполнительном производстве. К ним относятся, в том числе, исполнительные документы, содержащие требования, подлежащие удовлетворению в первую очередь.
При обращении в медицинские учреждения должника и (или) лица, с которым может находиться разыскиваемый ребенок, фиксируются такие сведения, как открытие больничного листа, дата очередного приема у врача, адрес, по которому вызывали врача, номер телефона, адрес образовательного учреждения, для которого выдавались необходимые медицинские документы, направление на санаторно-курортное лечение и другие. Данные сведения будут способствовать установлению места нахождения разыскиваемых должника и (или) ребенка, и, соответственно, эффективности исполнительного розыска.
В целях обеспечения эффективного розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина-ответчика и (или) ребенка, предусмотренного Законом и статьей 120 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законопроектом предлагается закрепить аналогичные полномочия судебных приставов-исполнителей при осуществлении розыска гражданина-ответчика и (или) ребенка, что и при исполнительном розыске.
Согласно части 11 статьи 65 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель при производстве розыска должника-гражданина или ребенка вправе использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации.
Вместе с тем статья 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", которой установлены случаи, когда редакции средств массовой информации обязаны на безвозмездной основе публиковать или выпускать в свет (в эфир) сообщения (информацию), не предусматривает обязанности редакции средств массовой информации на безвозмездной основе публиковать или выпускать в свет (в эфир) сообщения (информацию) о разыскиваемых должниках-гражданах и разыскиваемых детях.
Отсутствие у редакции средств массовой информации указанной обязанности создает сложности в применении положения части 11 статьи 65 Закона об исполнительном производстве.
В этой связи законопроектом предлагается использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации об объявлении розыска должника, ребенка, а также гражданина-ответчика.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" не повлечет дополнительных затрат из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.