Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальных экономических мерах"
(подготовлен МИД России 19.07.2016 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальных экономических мерах" направлен на оптимизацию и упрощение процедуры введения и снятия в Российской Федерации санкционных режимов, вводимых соответствующими резолюциями Совета Безопасности (CБ) ООН.
Согласно действующим положениям Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" резолюции СБ ООН являются основанием для применения специальных экономических мер. Решение на этот счет по данному Закону "принимается Президентом Российской Федерации".
В этой связи сложилась устойчивая практика принятия подготовленных МИД России проектов указов Президента Российской Федерации о мерах по выполнению соответствующих резолюций СБ ООН в целях инкорпорирования их положений в российское законодательство.
Вместе с тем процедура согласования проектов таких указов весьма громоздка и многослойна, требует в соответствии с Регламентом Правительства Российской Федерации проведения внутри- и межведомственного согласования, антикоррупционной экспертизы и общественного обсуждения, отдельного вынесения заключения Минюста России, их последующее рассмотрение в Правительстве и Администрации Президента. Весь процесс занимает, как правило, не менее 3-4 месяцев. Не исключены ситуации, когда за это время обстановка в "подсанкционной" стране существенно меняется, что побуждает членов СБ ООН, при наличии их согласованной позиции, модифицировать санкционный режим посредством принятия новой резолюции. Это, в свою очередь, влечет необходимость внесения корректировок в согласованные, но еще не принятые проекты указов, повторного круга их согласования, принятия дополнительных указов или внесения изменений в уже изданные.
Сложившийся массив указов о мерах по выполнению резолюций СБ ООН, тексты которых в целом повторяют "язык" соответствующих резолюций СБ ООН, как представляется, усложняет процесс их реализации на практике.
При этом следует также учитывать, что Устав ООН является международным договором Российской Федерации, а в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Исходя из этого, в целях упрощения и ускорения имплементации положений санкционных резолюций СБ ООН в Российской Федерации, а также учитывая, что согласно Уставу ООН все государства-члены Организации обязаны выполнять резолюции СБ ООН со дня их принятия, МИД России внес предложения о переходе на систему непосредственного действия санкционных резолюций СБ ООН с принятием в случае необходимости дополнительных нормативно-правовых актов. Она практикуется в ряде других государств-членов ООН, например, в Японии, Великобритании, Нидерландах. Для перехода на эту модель необходимо внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах".
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О специальных экономических мерах" предусматривает, что санкционные резолюции СБ ООН после их публикации в "Российской газете" будут действовать в Российской Федерации непосредственно. Кроме того, МИД России будет информировать компетентные российские ведомства о принятии соответствующих резолюций СБ ООН и необходимости выполнения их положений. Российские ведомства, в случае необходимости, могут принимать внутриведомственные акты по имплементации соответствующих резолюций, а также инициировать, по согласованию с МИД России и другими заинтересованными ведомствами, внесение изменений в действующее законодательство.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также не противоречит иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация федерального закона не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться заинтересованными федеральными органами исполнительной власти за счет и в пределах ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на обеспечение выполнения установленных функций.
Директор Департамента международных организаций МИД России |
А.Панкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.