Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(от 11.02.2016 N 3210-ОФ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По данным разработчика, проект акта подготовлен в целях совершенствования государственного управления в области прав потребителей, приобретающих товары в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Интернет).
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru/ (ID проекта 00/03-27165/06-15/10-13-4).
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 29 июня по 13 июля 2015 г., проекта акта и сводного отчета в срок с 14 августа по 13 ноября 2015 г.
По информации разработчика замечания и предложения на этапе уведомления о подготовке проекта акта поступили от граждан Д.В. Колесникова, А.В. Филинова, О.Б. Подборонова, О.В. Павлова, А.В. Соколова, М. Буянова, а в рамках проведения обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от Ассоциации компаний интернет-торговли, Ассоциации электронных коммуникаций, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, Международной конфедерации обществ потребителей, Координационного совета профессиональных объединений такси, а также от граждан И.Ю. Левовой, М.А. Абросимова, А.А. Емельяненко, О.В. Павлова, В. Антошина, О.И. Бекетова.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком в целом соблюдены.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого законопроектом правового регулирования. В ходе публичных консультаций получены отзывы на проект акта от ООО "Мэйл.Ру", "Яндекс", ООО "Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс", Ассоциации компаний Интернет-торговли, Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли (справка о результатах проведения публичных консультаций прилагается). Иных замечаний и предложений в Минэкономразвития России не поступало.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта были определены следующие риски, возникающие в результате его принятия и препятствующие достижению целей правового регулирования.
1. Пунктом 1 статьи 1 проекта акта предлагается установить, что агрегатором товаров (услуг) (далее - агрегатор) является организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель (не являющиеся продавцом (исполнителем)), размещающие на своем сайте (странице сайта) в сети "Интернет" по договору с продавцом (исполнителем, изготовителем, импортёром) от его имени или от своего имени информацию о товарах (услугах), реализуемых по договору купли-продажи (договору возмездного оказания услуг), обеспечивающие на таком сайте (странице сайта) прием сообщений от потребителей о намерении заключить договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) в отношении соответствующего товара (услуги) с продавцом (исполнителем), осуществляющие прием денежных средств за эти товары (услуги).
Другими словам положения проекта акта определяет агрегатора (организации у которой есть сайт) как организацию, осуществляющую деятельность по предоставлению определенных услуг (размещение на сайте информации с согласия продавца), заключающую предварительный договор купли-продажи (договора возмездного оказания услуг) с покупателем, а также получающую денежные средства за эти товары (услуги).
Согласно статье 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. В то же время законом могут быть предусмотрены особенности отдельных видов агентского договора.
В соответствии со статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны по предварительному договору обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором в письменной форме.
Учитывая вышеизложенное, по своей сути отношения между "агрегатором", продавцом и покупателем урегулированы положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Таким образом, не ясна необходимость выделения агентских отношений в отдельную группу без установления особенностей таких отношений.
Кроме того, из положений проекта акта не следует, кто является ответственным за доставку (передачу в руки) потребителю товара - продавец (исполнитель) или агрегатор.
Считаем целесообразным определить положениями проекта акта комплекс прав и обязанностей всех участников отношений.
2. В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 1 проекта акта предлагается закрепить ответственность агрегатора, разместившего недостоверную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), за убытки, возникшие у потребителя вследствие использования такой информации, а также обязанность агрегатора доведения до потребителя сведений об изготовителе, в интересах которого он действует.
Таким образом, положениями проекта акта на агрегатора возлагается обязанность не только довести до потребителя определенную информацию, но и налагается ответственность за достоверность такой информации (как о товаре, так и о продавце, включая информацию о фактическом местонахождении продавца). Кроме того, проектируется обязанность по предоставлению по требованию потребителя документов, подтверждающих полномочия агрегаторов действовать в интересах продавца.
При этом в проекте акта отсутствует уточнение, в какой форме и объеме потребителю требуется предоставить документы, способ их предоставления, и цели их предоставления потребителю. Между тем представляется, что отдельные такие документы могут представлять коммерческую тайну взаимоотношений между агрегатором и продавцом.
Кроме того, агрегатор оказывается в ситуации, когда он целиком зависит от добросовестности действий продавца, предоставившего информацию агрегатору и фактически будет нести ответственность за действия продавца (вплоть до ликвидации юридического лица агрегатора). Обращаем внимание, что в положениях проекта акта отсутствует обязательство продавца и производителя предоставить вышеуказанную информацию агрегатору. Любая ошибка продавца при предоставлении агрегатору информации о товаре может привести к ответственности агрегатора вплоть до прекращения его деятельности.
В целях не введения проектом акта положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов у субъектов предпринимательской деятельности, считаем целесообразным исключить пункты 3 и 4 статьи 1 из проект акта.
3. Кроме того, обращаем внимание, что проектируемые изменения касаются лишь тех ресурсов (агрегаторов), которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации, оставляя за рамками регулирования деятельность иностранных ресурсов (агрегаторов), предлагающих свои товары российским потребителям. Таким образом, иностранные ресурсы (агрегаторы) получают определенные преференции, позволяющие избежать ответственности за действия, признаваемые проектом акта в качестве нарушений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 24 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.