Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
(подготовлен Минздравом России 10.08.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Проект постановления) подготовлен на основании пункта 4 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 2а постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год".
Проект постановления подготовлен в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 26 апреля 2016 г. N 112-ФЗ и от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ);
Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ);
Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 359-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2016 год";
Параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2016 г. N 12408-АВ/ДОЗи) (далее - прогноз социально-экономического развития).
Проект Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Программа) содержит ряд новых положений по сравнению с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 1382.
Проектом постановления предусмотрено усиление пациентоориентированной направленности Программы, конкретизированы структуры, обязанные в досудебном порядке решать проблемы, возникающие при обращении гражданина при нарушении его прав на получение бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в разделе V "Финансовое обеспечение Программы" в мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета внесены дополнения в части:
закупки антивирусных лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для лечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C,
закупки антибактериальных и противотуберкулезных лекарственных препаратов для медицинского применения, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя.
Программа дополнена новым способом оплаты медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (за прерванный, в том числе сверхкороткий, случай оказания медицинской помощи при проведении диагностических исследований, переводе пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписке пациента из медицинской организации при его письменном отказе от дальнейшего лечения, летальном исходе, оказании услуг диализа).
В части медицинской помощи, оказываемой за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, в последние годы имеется устойчивая тенденция снижения показателей заболеваемости социально значимыми заболеваниями и смертности от туберкулеза и, соответственно, снижения объемов специализированной медицинской помощи в стационарных условиях.
Основываясь на данных медицинской статистики с учетом снижения потребности населения, планируется постепенная оптимизация среднего норматива объема специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, на 2017 год указанный норматив составляет 0,018 случая госпитализации на 1 жителя.
С целью обеспечения доступности медицинской помощи и недопущения ее снижения для граждан средний норматив медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой с профилактическими целями, увеличен по сравнению с 2016 годом и составил 0,7 посещений на 1 жителя.
Реструктуризация нормативов объема медицинской помощи позволила перераспределить финансовые средства внутри подушевого норматива финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации без изменения его величины по сравнению с 2016 годом, что будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств, направляемых на финансирование медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - территориальные программы).
При этом средние нормативы финансовых затрат по видами условиям оказания медицинской помощи проиндексированы на 4,0 % по сравнению с 2016 годом с учетом прогноза социально-экономического развития.
Кроме того Программа дополнена положением о том, что дифференцированные нормативы объема медицинской помощи, устанавливаемые в территориальных программах, могут быть обосновано ниже средних нормативов, предусмотренных Программой, что должно быть обосновано реальной потребностью населения региона с учетом более низкого, по сравнению со среднероссийским уровнем заболеваемости и смертности населения от социально значимых заболеваний.
Конкретизированы критерии доступности и качества медицинской помощи с целью исключения их дублирования с целевыми значениями, установленными государственной программой "Развитие здравоохранения" и дорожными картами субъектов Российской Федерации.
При расчете средних подушевых нормативов финансирования и средних нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой за счет средств обязательного медицинского страхования, учтен прогноз доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.