Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в части установления критериев безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания, контроля за их применением с учетом допустимого (приемлемого) риска"
(подготовлен Роспотребнадзором 03.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N ОГ-П12-134пр, касающегося подготовки изменений, предусматривающих возможность установления критериев безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания, контроля за их применением с учетом допустимого (приемлемого) риска в целях обеспечения единообразной практики применения санитарных правил и нормативов в отношении рабочих мест с вредными условиями труда.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон) условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом Законом установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда, в том числе условий работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, с источниками физических факторов воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности условий таких работ устанавливаются санитарными правилами.
В целях обеспечения возможности установления критериев безопасности и (или) безвредности гигиенических и иных нормативов среды обитания и контроля за их применением с учетом допустимого (приемлемого) риск законопроектом уточнено понятие "вредное воздействие на человека", которое предлагается понимать не только как воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо жизни или здоровью будущих поколений, но и как воздействие факторов среды обитания, формирующее риск для здоровья человека или причиняющее вред жизни или здоровью человека.
С учетом этого уточнения законопроектом предусмотрено введение термина "риск для здоровья человека", определяемое как вероятность причинения вреда здоровью факторами среды обитания с учетом тяжести этого вреда, а также корректировка терминов "безопасные условия для человека", "благоприятные условия жизнедеятельности человека".
Так, законопроектом предложено определить безопасные и безвредные условия для человека как состояние среды обитания, при котором отсутствует неприемлемый риск для здоровья человека и опасность причинения вреда жизни и здоровью человека. То есть под такими условиями подразумевается высокая вероятность отсутствия вредного эффекта при определенном режиме и условиях воздействия анализируемого фактора, что на практике будет соответствовать приемлемым уровням риска для здоровья.
Таким образом, концептуально законопроектом предлагается рассматривать обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как деятельность, направленную на предотвращение или снижение всех составляющих вредного воздействия на человека - угрозы жизни и здоровью человека (не идентифицированная опасность), риска для здоровья человека (идентифицированная опасность, которую возможно оценить количественно или полуколичественно) и вреда жизни и здоровью человека (фактически реализованный риск).
Как указывалось выше, Законом предусмотрено, что критерии безопасности и (или) безвредности условий работы устанавливаются санитарными правилами. Кроме того, частями 1 статей 38 и 39 предусмотрено, что разработка и утверждение санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В этой связи законопроектом предусмотрено, что риск для здоровья человека будет оцениваться в случаях, предусмотренных санитарными правилами. При этом расчет и оценка риска для здоровья человека при воздействии факторов среды обитания будут проводиться в соответствии с методиками и критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Следует отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проекты санитарных правил подлежат публичному обсуждению и оценке регулирующего воздействия.
Благодаря указанным процедурам будет обеспечена возможность диалога как с бизнес-сообществом, представляющим интересы работодателей, так и с профсоюзными организациями, представляющими интересы работников, в том числе, по вопросам включения в проекты санитарных правил положений, предусматривающих случаи, в которых необходим расчет риска для здоровья человека.
При этом введение различных методик и критериев оценки риска для здоровья человека в зависимости от видов деятельности, воздействующих факторов среды обитания, состояния здоровья и категорий экспонируемого населения, включая наиболее чувствительные группы, позволит дифференцировать подходы к установлению приемлемых уровней риска и эффективно обеспечить управление рисками для здоровья, которое предусмотрено законопроектом как одна из целей проведения предусмотренных санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе мероприятий по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В целом, предусмотренные законопроектом изменения, направленные на применение методологии оценки и управления риском для здоровья населения, создают основу для обоснования и выбора наиболее эффективных, результативных и наименее затратных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе работающего населения, в условиях ограниченных финансовых и ресурсных возможностей как бюджетных, так и бизнес-сообщества.
Реализация будущего федерального закона не повлечет за собой увеличение штатной численности федеральных государственных служащих, а также изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
В законопроекте положений, не соответствующих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, не содержится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.