Проект Федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 03.08.2016 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О развитии Арктической зоны Российской Федерации
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между различными субъектами права, складывающиеся в процессе реализации основных целей и направлений государственной политики Российской Федерации на территории Арктической зоны Российской Федерации, направленной на создание условий для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
2. Участниками отношений в сфере реализации государственной политики в области развития Арктической зоны Российской Федерации выступают федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, проживающие и работающие в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающие в Арктической зоне Российской Федерации, юридические лица, включая общественные объединения, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность в Арктической зоне Российской Федерации.
Статья 2. Понятие "Арктическая зона Российской Федерации"
1. Под Арктической зоной Российской Федерации (далее - Арктическая зона) понимается территория Арктического региона, в пределах которой Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией, в состав которой для целей настоящего Федерального закона включаются:
а) территории (части территории) субъектов Российской Федерации;
б) открытые и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса, находящиеся в пределах границ, проходящих на западе по меридиану 32°04'35" восточной долготы (а в пределах от 74° до 81° северной широты - по меридиану 35° восточной долготы), на востоке - по меридиану 168°58'37" западной долготы;
в) внутренние воды и территориальное море Российской Федерации, прилегающие к территориям, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящей статьи;
г) исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, прилегающие к территориям, указанным в подпунктах "а" и "б" настоящей статьи, в пределах суверенных прав и юрисдикции Российской Федерации;
д) воздушное пространство над перечисленными в подпунктах "а - г" настоящей статьи территориями и акваториями.
2. Состав сухопутных территорий, входящих в состав Арктической зоны, определяется нормативным правовым актом Президента Российской Федерации и настоящим Федеральным законом не регламентируется.
3. В целях подготовки предложений по определению состава сухопутных территорий, входящих в состав Арктической зоны, Правительство Российской Федерации вправе утверждать критерии отнесения сухопутных территорий к Арктической зоне.
4. Арктическая зона выделяется как особый объект государственного управления и не является частью административно-территориального деления Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Настоящий Федеральный закон регламентирует следующие понятия и термины, используемые в рамках реализации государственной политики, направленной на создание условий для комплексного социально-экономического развития Арктической зоны:
1. "Арктика" - северная область Земли, включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки, центром которой является Северный полюс, а окраинной границей - Северный полярный круг (параллель 66 градусов 33 минуты северной широты).
2. "Арктические субъекты Российской Федерации" - субъекты Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны.
3. "Государственная политика в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - государственная политика) - комплексная целенаправленная деятельность органов государственной власти Российской Федерации по обеспечению институциональных, организационных и нормативно-правовых условий комплексного социально-экономического развития Арктической зоны с учетом ее географического положения и значения для геополитических интересов Российской Федерации, включающая в себя правовые, экономические, административные и иные методы воздействия.
4. "Развитие Арктической зоны Российской Федерации" - процесс целесообразных, непрерывных, направленных закономерных изменений во времени, характеризующихся переходом Арктической зоны в качественно новое, более совершенное состояние в сфере социального развития, экономики, природопользования и защиты окружающей среды, международного сотрудничества, иных видов деятельности на территории Арктической зоны.
5. "Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти" - федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, определенный Правительством Российской Федерации в качестве ответственного в области выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере комплексного социально-экономического развития Арктической зоны и наделенный для этого необходимыми полномочиями и ресурсами.
6. "Опорная зона развития в Арктике" (далее - опорная зона) - комплексный проект планирования и обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, направленный на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающий синхронное взаимоувязанное применение действующих инструментов территориального и отраслевого развития и механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
7. "Проектный офис опорных зон развития в Арктике" (далее - Проектный офис) - федеральный орган исполнительной власти или организация, зарегистрированная в установленном порядке на территории Российской Федерации, осуществляющая функции по обеспечению экспертно-аналитического и координационного сопровождения создания и обеспечения функционирования опорных зон развития в Арктике.
8. "Северный морской путь" - национальная единая транспортная коммуникация, расположенная в водном пространстве, прилегающем к северному побережью Российской Федерации, охватывающем внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченном с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.
9. "Арктическая транспортная система" - национальный транспортный комплекс, ориентированный на круглогодичное функционирование, включающий в себя Северный морской путь и тяготеющий к нему комплекс транспортных средств морского и речного флота, авиации, трубопроводного, железнодорожного и автомобильного транспорта и береговой инфраструктуры, обеспечивающих транспортную деятельность в Арктической зоне.
10. "Хозяйствующий субъект" - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
11. "Оценка воздействия на окружающую среду" - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
12. "Нулевой сброс" - недопущение поступления в морскую среду вредных веществ при создании, эксплуатации, использовании и ликвидации искусственных островов, установок и сооружений, а также при проведении буровых работ при геологическом изучении, разведке и добыче минеральных ресурсов.
13. "Государственный системный мониторинг состояния и проблем на территории Арктической зоны Российской Федерации" (далее - государственный системный мониторинг) - специально организованная комплексная и плановая деятельность по сбору, обобщению, анализу и оценке информации и статистических данных по реализации государственных решений о развитии Арктической зоны и обеспечении национальной безопасности на территории этой зоны, а также по подготовке на этой основе соответствующих предложений Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальным органам.
Статья 4. Правовая основа регулирования отношений в области развития Арктической зоны Российской Федерации
1. Правовой основой регулирования отношений в области развития Арктической зоны Российской Федерации являются следующие нормативные правовые акты, направленные на комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации:
а) Конституция Российской Федерации;
б) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации;
в) Федеральные конституционные законы Российской Федерации;
г) настоящий Федеральный закон;
д) иные федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты арктических субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 5. Государственная политика в области развития Арктической зоны Российской Федерации
1. Государственная политика в области развития Арктической зоны является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации.
2. Государственную политику в области развития Арктической зоны в пределах своей компетенции осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, органы государственной власти арктических субъектов Российской Федерации.
3. Государственная политика в области развития Арктической зоны реализуется с учетом особенностей, связанных с экстремальными природно-климатическими условиями проживания населения и особой уязвимостью природной среды, дополнительными издержками жизнедеятельности и хозяйствования в экстремальной арктической форме, а также постоянным проживанием представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации.
Статья 6. Полномочия Президента Российской Федерации
В соответствии со своими полномочиями Президент Российской Федерации:
а) определяет приоритеты государственной политики Российской Федерации в Арктике;
б) определяет и утверждает состав сухопутных территорий Арктической зоны;
в) принимает решение о создании координационных органов, обеспечивающих взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.
г) осуществляет иные полномочия в области развития Арктической зоны.
Статья 7. Полномочия Правительства Российской Федерации
В соответствии со своими полномочиями Правительство Российской Федерации:
а) осуществляет реализацию государственной политики Российской Федерации в Арктике в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации приоритетами;
б) принимает решение о создании и прекращении существования опорных зон развития по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
в) вносит предложения Президенту Российской Федерации о создании, порядке функционировании и прекращении существования государственных финансовых институтов развития Арктической зоны;
г) обладает правом формирования критериев определения состава сухопутных территорий, входящих в состав Арктической зоны;
д) осуществляет иные полномочия в области развития Арктической зоны.
Статья 8. Компетенция уполномоченного федерального органа исполнительной власти
Компетенция уполномоченного федерального органа исполнительной власти определяется Правительством Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
Статья 9. Полномочия иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации
Иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют полномочия, связанные с комплексным социально-экономическим развитием Арктической зоны, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия органов государственной власти арктических субъектов Российской Федерации
1. Полномочия органов государственной власти арктических субъектов Российской Федерации на территории Арктической зоны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации за исключением полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
2. В соответствии со своими полномочиями органы государственной власти арктических субъектов Российской Федерации:
а) принимают участие в формировании и реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике;
б) обеспечивают защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, с учетом их сложившихся традиций, культуры и обычаев;
в) осуществляют иные полномочия в области развития Арктической зоны.
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления Российской Федерации
Полномочия органов местного самоуправления Российской Федерации на территории Арктической зоны осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации за исключением полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к компетенции уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Статья 12. Участие граждан и организаций, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность в Арктической зоне, в формировании и реализации государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне Российской Федерации
Граждане, проживающие на территории Арктической зоны, и организации, осуществляющие там хозяйственную и иную деятельность, вправе принимать участие в формировании и реализации государственной политики Российской Федерации в Арктической зоне в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 13. Стратегическое планирование в Арктической зоне
1. Стратегическое планирование в Арктической зоне осуществляется на основании согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения, предусмотренного Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
2. Стратегическое планирование в Арктической зоне осуществляется с целью социально-экономического развития территорий арктических субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями, определенными Стратегией пространственного развития Российской Федерации и Стратегиями социально-экономического развития макрорегионов, в состав которых входят арктические субъекты Российской Федерации.
3. Формирование и развитие опорных зон на территории Арктической зоны основывается на комплексной оценке и анализе условий и потенциалов пространственного развития.
Статья 14. Инструменты государственного системного мониторинга Арктической зоны Российской Федерации
1. Государственный системный мониторинг осуществляется федеральными органами исполнительной власти, реализующими в соответствии со своими полномочиями государственный мониторинг, посредством консолидации деятельности существующих и дополнительно организуемых наблюдательных сетей и информационных ресурсов.
2. Целью государственного системного мониторинга является повышение эффективности мер, принимаемых для социально-экономического развития Арктической зоны.
3. Государственный системный мониторинг осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 15. Формирование и прекращение существования опорных зон развития в Арктике
1. Опорная зона формируется решением Правительства Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации на основе научно обоснованных планов комплексного социально-экономического развития Арктической зоны и предложений по оказанию мер государственной поддержки.
2. Опорные зоны формируются как комплексные проекты через взаимоувязку мероприятий, связанных с созданием арктической транспортной системы, развитием энергетической инфраструктуры, объектов добывающей и перерабатывающей промышленности и иных отраслевых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Арктической зоны и обеспечение национальной безопасности, на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации.
3. Решение Правительства Российской Федерации о формировании опорной зоны принимается в форме постановления, которое в том числе предусматривает перечень мероприятий и приоритетных проектов, связанных с созданием и развитием опорной зоны, включая производственные и промышленные объекты, объекты транспортной, энергетической, социальной, коммунальной инфраструктуры, иные объекты, расположенные в Арктической зоне, с указанием ответственных исполнителей, сроков и этапов реализации мероприятий и приоритетных проектов (далее - Перечень мероприятий и приоритетных проектов).
4. В Перечень мероприятий и приоритетных проектов допускается включение мероприятий и проектов, реализуемых на территории одного или нескольких арктических субъектов Российской Федерации.
5. Порядок отбора проектов для включения в Перечень мероприятий и приоритетных проектов и критерии отбора вышеупомянутых мероприятий и проектов утверждаются Правительством Российской Федерации.
6. В случае необходимости включения в состав опорной зоны организаций и объектов, связанных с обеспечением национальной безопасности, соответствующее решение принимается отдельным актом Правительства Российской Федерации, которым определяются границы территории таких объектов, а также может устанавливаться особый режим безопасного функционирования указанных объектов.
7. Предложение о формировании опорной зоны вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с приложением следующей информации:
а) прогнозный анализ социально-экономических последствий создания опорной зоны, в том числе прогнозная оценка динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в связи с созданием опорной зоны;
б) экономические характеристики опорной зоны;
в) оценка потребности в привлечении работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта или субъектов Российской Федерации, в границах которого или которых предполагается создание опорной зоны;
г) оценка изменений объемов и направлений грузопотоков;
д) оценка потребностей в технологиях и технических средствах, необходимых для создания и обеспечения функционирования опорной зоны;
е) порядок, объемы и источники финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов инфраструктуры опорной зоны за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования;
ж) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры опорной зоны, созданных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.
8. Существование опорной зоны прекращается по решению Правительства Российской Федерации после завершения реализации проектов, связанных с созданием и (или) развитием производственных и промышленных объектов, объектов транспортной, энергетической, социальной, коммунальной инфраструктуры, предусмотренных Перечнем мероприятий и приоритетных проектов, предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 16. Управление опорной зоной развития в Арктике
1. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти:
а) представляет в Правительство Российской Федерации проект Перечня мероприятий и приоритетных проектов;
б) координирует реализацию отраслевых мероприятий, направленных на комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны, включая проекты федерального значения, на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации;
в) рассматривает и принимает меры, направленные на развитие опорных зон, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, соблюдение баланса интересов граждан, проживающих в опорных зонах, и предпринимателей и осуществление контроля за реализацией данных мер;
г) согласовывает схему территориального планирования арктического субъекта или арктических субъектов, в котором или в которых создается или функционирует опорная зона;
д) согласовывает схему территориального планирования муниципального образования или муниципальных образований, входящего или входящих в состав Арктической зоны, в котором или в которых создается или функционирует опорная зона;
е) утверждает схему размещения производственных и промышленных объектов, а также объектов инфраструктуры опорной зоны, предусмотренных Перечнем мероприятий и приоритетных проектов;
ж) осуществляет комплексный мониторинг экономических процессов в опорной зоне;
з) утверждает положение о Проектном офисе и штатное расписание, а также осуществляет контроль за его деятельностью;
и) назначает руководителя Проектного офиса и его заместителей;
й) принимает решение о резервировании земель и принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры в опорной зоне;
к) устанавливает сервитуты в отношении земельных участков в целях размещения объектов инфраструктуры в опорной зоне;
л) осуществляет иные предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации полномочия.
Статья 17. Проектный офис опорных зон развития в Арктике
1. Проектный офис создается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
2. Проектный офис:
а) осуществляет экспертно-аналитическое сопровождение мероприятий и проектов, включенных в Перечень мероприятий и приоритетных проектов;
б) вносит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации предложения по внесению изменений в Перечень мероприятий и приоритетных проектов;
в) осуществляет мониторинг хода реализации мероприятий и проектов, включенных в Перечень мероприятий и приоритетных проектов;
г) проводит проверку соответствия проектной документации необходимой для реализации проектов, включенных в Перечень мероприятий и приоритетных проектов, проектам планировки территории и проектам межевания территории;
д) осуществляет прогнозирование и мониторинг комплексного социально-экономического развития Арктической зоны;
е) подготавливает и представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодный отчет о деятельности в отчетном периоде и план деятельности на очередной финансовый год и плановый период;
ж) осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти арктических субъектов Российской Федерации по вопросам, связанным с функционированием и развитием опорных зон;
з) размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о развитии опорной зоны, включая ежегодный отчет о деятельности в отчетном периоде;
и) осуществляет иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
3. Проектный офис осуществляет функции, указанные в пункте 2 настоящей статьи, самостоятельно или с привлечением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, третьих лиц.
4. Финансовое обеспечение деятельности Проектного офиса осуществляется за счет средств федерального бюджета с привлечением при необходимости иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18 Финансовое обеспечение реализации приоритетных проектов, связанных с созданием и развитием опорной зоны
1. Финансовое обеспечение реализации Перечня мероприятий и приоритетных проектов осуществляется за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение реализации Перечня мероприятий и приоритетных проектов осуществляется на принципах гарантированности, достаточности, своевременности предоставления ассигнований из федерального бюджета, обеспечивающих реализацию вышеупомянутых проектов.
3. Расходы, связанные с реализацией Перечня мероприятий и приоритетных проектов, предусматриваются Правительством Российской Федерации в проекте федерального бюджета на соответствующий год в составе защищенных статей текущих расходов федерального бюджета, подлежащих финансированию в полном объеме.
Статья 19. Особенности осуществления градостроительной деятельности в опорной зоне
1. Разработка схем территориального планирования Российской Федерации, схем территориального планирования арктических субъектов Российской Федерации, генеральных планов поселений, иных документов территориального планирования осуществляется с учетом принимаемых Правительством Российской Федерации решений о создании и развитии опорных зон.
Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ, ПРИРОДООХРАННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 20. Природопользование, природоохранная и экологическая деятельность в Арктической зоне
1. Правительство Российской Федерации определяет предоставление органам государственной власти арктических субъектов Российской Федерации возможности установления упрощенного порядка предоставления прав пользования участками недр местного значения для добычи общераспространенных полезных ископаемых для целей строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего назначения (для добычи полезных ископаемых в объеме, необходимом для исполнения соответствующих контрактов) на срок реализации указанных проектов.
2. В целях сохранения окружающей среды в Арктической зоне Правительством Российской Федерации могут устанавливаться особые стандарты, нормативы и экологические требования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
3. Правительство Российской Федерации наделяется настоящим Федеральным законом правом установления срока действия государственной лицензии на геологические поиски и оценку в арктических субъектах Российской Федерации сроком до 10 лет.
4. Государственная экологическая экспертиза при реализации в Арктической зоне инфраструктурных проектов является обязательной мерой по охране окружающей среды.
5. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность на территории Арктической зоны, в полном объеме возмещают вред, причиненный окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов Арктической зоны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации.
6. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, разрабатывают, утверждают и осуществляют программу производственного экологического контроля в соответствии требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а также документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
7. Хозяйствующие субъекты в Арктической зоне при осуществлении недропользования обязаны руководствоваться принципом "нулевого сброса".
8. Обращение с отходами производства и потребления в Арктической зоне, а также очистка сточных вод и выбросов в атмосферу должны осуществляться с учетом повышенной уязвимости природных объектов и длительности восстановления нарушенных экологических систем этих районов.
9. В целях предотвращения истощения, деградации, уничтожения, иного негативного воздействия на почвы органы государственной власти арктических субъектов Российской Федерации вправе на основании оценки воздействия на окружающую среду принимать решения о введении временных ограничений по передвижению отдельных видов механических транспортных средств в отдельные сроки и на отдельных территориях при осуществлении хозяйственной деятельности в Арктической зоне.
Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 21. Государственная политика в области научной, научно-технической и инновационной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации
1. Государственная политика в области научной, научно-технической и инновационной деятельности в Арктической зоне осуществляется на основе утверждаемого Правительством Российской Федерации Государственного плана научных исследований, направленных на решение задач комплексного социально-экономического развития Арктической зоны (далее - Государственный план научных исследований).
2. Государственный план научных исследований разрабатывается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти арктических субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, осуществляющими деятельность в Арктической зоне.
3. Государственный план научных исследований подлежит обязательно согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Тематика научных исследований, включенных в Государственный план научных исследований должна соответствовать целям и задачам создания, развития и функционирования опорных зон в рамках единого проектного подхода.
5. Отбор тематик для включения в Государственный план научных исследований, а также подготовку решений об исключении их из данного Плана осуществляет федеральный орган исполнительной власти, реализующий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
6. Финансирование работ, включенных в Государственный план научных исследований, осуществляется за счет бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также внебюджетных источников.
7. Ответственность за реализацию Государственного плана научных исследований возлагается на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Глава 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 22. Развитие системы образования
1. К основным мерам государственной политики в области образования в Арктической зоне относятся:
а) поддержка образовательных учреждений различных уровней в целях обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в системе высшего и среднего специального образования для работы в арктических условиях с учетом существующих и прогнозируемых потребностей в специалистах, в том числе по специальностям, связанным с осуществлением традиционных видов хозяйственной деятельности;
б) совершенствование образовательных программ для коренного населения Арктической зоны, особенно в части, касающейся подготовки детей к жизни в современном обществе;
в) разработка модели и формирование прогноза кадровых потребностей экономики Арктической зоны, включая создание центров мониторинга образовательного пространства в Арктике;
г) внедрение в образовательных учреждениях, расположенных в отдаленных населенных пунктах Арктической зоны, современных технологий и средств дистанционного обучения;
д) развитие международного сотрудничества в сфере образования;
е) иные меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. Настоящим Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется правом установления отдельных требований к образовательным учреждениям, расположенным в Арктической зоне, с учетом малонаселенности и труднодоступности населенных пунктов.
3. Настоящим Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется правом введения обязательных квот для государственных учреждений высшего образования по подготовке специалистов профессий, необходимых для нужд Арктики. Перечень вышеупомянутых профессий и перечень государственных учреждений высшего образования, задействованных в программе подготовки кадров для нужд Арктики, определяется отдельным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации и настоящим Федеральным законом не регламентируются.
4. Хозяйствующие субъекты, вне зависимости от государственного или муниципального участия в их уставном капитале, зарегистрированные в Арктической зоне и реализующие инвестиционные проекты в опорной зоне, вправе заключать с высшими учебными заведениями и гражданами Российской Федерации, проходящими обучение по образовательным программам высшего образования, договоры о целевом обучении по профессиям, необходимым для нужд Арктики, с гарантиями обязательности отработки обучаемым гражданином своего обучения в Арктической зоне в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Статья 23. Развитие системы здравоохранения
1. В целях реализации государственной политики в области здравоохранения в Арктической зоне, предусматриваются следующие меры:
а) разработка правовых актов, устанавливающих требования к проведению оздоровительных мероприятий и мер медицинской профилактики нарушений здоровья населения, подвергающегося повышенному риску вредного воздействия факторов окружающей среды в Арктической зоне;
б) модернизация объектов медицинской инфраструктуры, включая укрепление материально-технической базы медицинских организаций сельских территорий;
в) развитие профилактической медицины, первичной медико-санитарной, специализированной и отдельных видов высокотехнологичной медицинской помощи и информатизация регионального здравоохранения;
г) развитие санитарной помощи за счет использования транспортных средств повышенной проходимости и воздушных судов для осуществления экстренной санитарной эвакуации;
д) развитие и применение системы телекоммуникационных, телемедицинских, консультативных и образовательных технологий, включая развитие дистанционной медицины;
е) развитие системы государственной поддержки кадров для нужд здравоохранения в Арктической зоне, в том числе института земского доктора и земского фельдшера, включая повышение уровня квалификации медицинских работников и привлечение молодых специалистов;
ж) введение разрешений аптечным организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, на организацию передвижных аптечных пунктов, работающих исключительно в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах;
з) совершенствование тарифной политики при осуществлении оплаты за оказание медицинских услуг населению в системе обязательного медицинского страхования без учета системы отраслевой системы оплаты труда;
и) изучение влияния вредных факторов окружающей среды на здоровье местного населения и лиц, осуществляющих трудовую деятельность в Арктической зоне на временной основе;
й) обеспечение выездных форм работы медицинских организаций с использованием мобильных комплексов (передвижных фельдшерско-акушерских пунктов, офисов врача общей практики, флюорографов, маммографов и иных комплексов);
к) иные меры, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. Обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению Арктической зоны осуществляется в полном объеме в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, в том числе первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях, в условиях дневного и круглосуточного стационаров. В случае невозможности оказания экстренных медицинских услуг в месте проживания скорая медицинская помощь оказывается с использованием механизмов санитарной эвакуации.
Статья 24. Регулирование в области культуры и культурного наследия
1. В целях реализации государственной политики в области культуры и культурного наследия в Арктической зоне Правительство Российской Федерации принимает меры по комплексному сохранению объектов историко-культурного наследия и изучения истории освоения Арктики.
Глава 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент |
В. ПУТИН |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.