Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 03.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О развитии Арктической зоны Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пунктов 1 и 2 раздела I протокола совместного заседания президиума Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с членами Государственной комиссии по вопросам развития Арктики от 20 ноября 2015 г. N 4, поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Рогозина Д.О. от 15 апреля 2016 г. N РД-П16-2213 и направлен на обеспечение соблюдения национальных интересов и создание условий для устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (далее - Арктическая зона).
Разработка законопроекта обусловлена геополитической, социально-экономической, природно-географической, исторической и этнокультурной, управленческой и правоприменительной целесообразностью выделения Арктической зоны как отдельного макрорегиона. Законопроект подготовлен в целях создания единой нормативной правовой базы для эффективного функционирования и развития Арктической зоны, комплексного решения стратегических задач развития входящих в макрорегион территорий в рамках реализации единой долгосрочной государственной политики и применения специальных мер государственного стимулирования и поддержки, а также выделения Арктической зоны в качестве самостоятельного объекта государственного управления.
Законопроектом предусматривается, что основным подходом к комплексному развитию Арктической зоны призваны стать опорные зоны, представляющие собой комплексный проект планирования и обеспечения социально-экономического развития Арктической зоны, направленный на достижение стратегических интересов и обеспечение национальной безопасности в Арктике, предусматривающий синхронное взаимоувязанное применение действующих инструментов территориального развития и механизмов реализации инвестиционных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.
Формирование опорных зон предусматривает развитие территории Арктической зоны как целостного проекта через взаимоувязку всех отраслевых мероприятий, включая проекты федерального значения, направленных на социально-экономическое развитие Арктической зоны, на этапах планирования, целеполагания, финансирования и реализации в целях оптимизации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Создание опорных зон позволит обеспечить формирование условий для освоения ресурсной базы Арктической зоны и российского континентального шельфа, совершенствование транспортной инфраструктуры (включая объекты двойного назначения), развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной судоходной артерии, а также формирование благоприятных условий для предпринимательской, хозяйственной и иной деятельности в Арктической зоне.
В сфере социального развития Арктической зоны предусматриваются меры поддержки и совершенствования систем образования, здравоохранения, культуры и культурного наследия. Законопроектом также закрепляются меры государственного регулирования в области природопользования, научной, научно-технической и инновационной деятельности в Арктической зоне.
Текстом законопроекта не утверждается состав сухопутных территорий Арктической зоны с перечислением конкретных регионов. Правительство Российской Федерации наделяется правом определения критериев отнесения территорий к Арктической зоне.
Законопроект подготовлен с учетом действующих положений российского законодательства на основе поступивших предложений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, территории которых частично или полностью входят в состав Арктической зоны, крупнейших российских компаний, представителей научно-исследовательских институтов и экспертного сообщества.
Законопроект соответствует положениями Договора о Евразийском экономическом союзе, подписанного в г. Астане 29 мая 2014 года, Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, утвержденной решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года N 12, решениям Евразийской экономической комиссии, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не вступает в противоречие с международным правом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.