Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования вопросов организации мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 10.08.2016 г.)
Анализ состояния боевой и мобилизационной готовности войск (сил) позволяет утверждать, что ее показатели в вопросах мобилизации во многом зависят от роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации выполнения мобилизационных мероприятий в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Однако правовые основы организации и осуществления мобилизационной подготовки в Российской Федерации не в полной мере соответствуют существующим вызовам и угрозам безопасности государства.
В ходе проведенных в 2012-2015 годах практических мероприятий был выявлен ряд проблемных вопросов и в существующей системе мобилизационной подготовки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Не в последнюю очередь это связано с тем, что в связи с разграничением полномочий, в том числе бюджетных, с органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления фактически снят ряд функций и полномочий по осуществлению мероприятий в области мобилизационной подготовки и мобилизации в интересах военной организации государства. Тем самым роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в этой деятельности существенно снижена, а непосредственное руководство ею со стороны высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований фактически не осуществляется.
Отдельные руководители нормы федерального законодательства применяют избирательно, а исполнение законодательства Российской Федерации в области обороны рассматривают без учета необходимости решения задачи обеспечения готовности к гарантированному проведению мобилизации на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, фактически игнорируя общегосударственный характер этой задачи и пренебрегая степенью ее значимости для безопасности государства.
На сегодняшний день функции и полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области мобилизационной подготовки и мобилизации на законодательном уровне определены не только Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации").
С принятием соответствующих законодательных актов Российской Федерации произошли разграничения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления закреплены еще и в федеральных законах от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
В то же время учитывая, что Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" принимался ранее двух других, на сегодняшний день положения указанных законодательных актов Российской Федерации в этой части оказались не вполне согласованными.
Так, Федеральным законом N 184-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, отнесено только решение вопросов создания мобилизационных органов и обеспечения условий их работникам, координации и контроля за проведением органами местного самоуправления и организациями, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов, мероприятий по мобилизационной подготовке, а также осуществления методического обеспечения этих мероприятий.
Из всего перечня полномочий в области мобилизационной подготовки и мобилизации, возложенных Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" на органы местного самоуправления, Федеральным законом N 131-ФЗ к вопросам местного значения отнесены только "организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий", находящихся на указанных территориях. Остальные полномочия органов местного самоуправления хотя бы в том виде, как на сегодня они представлены в Федеральном законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", в Федеральном законе N 131-ФЗ не закреплены.
При этом в соответствии с теми же федеральными законами N 184-ФЗ и N 131-ФЗ перечень полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и перечень вопросов местного значения соответственно не могут быть изменены иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанные Федеральные законы.
Вместе с тем сам Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в части полномочий и функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также нуждается в корректировке так как его статья 8 никак не разделяет указанные полномочия между соответствующими органами.
Вместо четких и ясных норм, регламентирующих обязанности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления во взаимодействии с военными комиссариатами в их мобилизационной работе, указанным органам в Федеральном законе "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" в довольно размытой форме продекларирована функция "оказывать содействие".
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается конкретизация и более четкое разграничение полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области мобилизационной подготовки и мобилизации путем определения задач по координации и контролю за проведением органами местного самоуправления и организациями не только мероприятий по мобилизационной подготовке предприятий промышленности, переводу экономики на работу в условиях военного времени, но и задач по планированию и реализации мероприятий в части, касающейся мобилизационной подготовки, предусмотренных Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Кроме того, законопроектом вводятся конкретные задачи, регламентирующие в соответствии с Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по организации совместной с военными комиссариатами работы в мирное время и в период мобилизации путем замены функции "оказывать содействие" на четкую постановку задач по "организации и осуществлению совместно с военными комиссариатами" указанных мероприятий.
Законопроект не содержит положений, противоречащих общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования вопросов организации мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации" не вызовет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для граждан, не повлечет дополнительных расходов для федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.