Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 342"
(подготовлен Минобрнауки России 11.08.2016 г.)
Настоящий проект постановления Правительства Российской Федерации (далее - проект постановления) разработан в целях уточнения условий закрепления прав за Российской Федерацией.
В действующей редакции предусмотрено закрепление прав за Российской Федерацией в случае, если результаты научно-технической деятельности изъяты из гражданского оборота. Однако из гражданского оборота могут быть изъяты не сами результаты или права на них, а продукция, созданная с использованием тех или иных результатов. Проектом постановления соответствующая формулировка заменена на "результат необходим для создания объектов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте". Такая формулировка позволяет закреплять за Российской Федерацией права на результаты интеллектуальной деятельности, изначально полученные в ходе исследований и разработок гражданского назначения, но впоследствии использованных для создания вооружений, военной техники и т.д., то есть открывает возможность трансфера из гражданской сферы в военную. Аналогичным образом формулировка позволяет организовать и обратный трансфер - в случае, если результат получен в ходе исследований, выполняемых, например, в рамках гособоронзаказа, но непосредственно не использован при производстве продукции военного, специального назначения, то возможно закрепление прав на такой результат за исполнителем и последующее использование результата в гражданской сфере для развития экономики.
С развитием инструментов частно-государственного партнерства, а также в связи с возникающими бюджетными ограничениями Российская Федерация осуществляет финансирование по доведению до стадии практического применения результатов как правило, с привлечением внебюджетных источников. В связи с этим абзац, устанавливающий необходимость закрепления прав за Российской Федерацией в случаях, когда Российская Федерация приняла обязательства по доведению результатов до стадии практического применения исключен, что оставляет возможности учета интересов внешних инвесторов проектов, реализуемых с участием государства.
В новой редакции вводится условие о закреплении прав за Российской Федерацией в случае, если результат необходим для предоставления государственных услуг либо для осуществления государственных функций государственными заказчиками. Как правило, перечень государственных услуг и государственных функций носит исчерпывающий характер. Кроме того, эта формулировка включает в том числе, и предусмотренный ранее случай закрепления за Российской Федерацией прав на результаты, созданные в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации, поскольку исполнение таких обязательств является одной из государственных функций.
Одновременно проектом постановления исключается институт совместного закрепления права, при этом сохраняется возможность предусмотреть в условиях государственных контрактов возможность любых специальных условий, связанных с управлением результатами обладателем исключительного права. При этом для обеспечения возможности Российской Федерации беспрепятственного использования результатов в случае закрепления исключительных прав за исполнителем вводится пункт, обязывающий государственного заказчика включить в условия контракта условие о возможности получения безвозмездной неисключительной лицензии.
Соответствующее уточнение норм постановления также соответствует складывающейся практике закрепления прав. Так в настоящее время прослеживается тенденция увеличения случаев закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности за исполнителем, этот показатель с 60% в 2013 году увеличился до 80% в 2015 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.