Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учёта ее результатов"
(подготовлен Минприроды России 12.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" разработан в целях реализации поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Г. Хлопонина от 27.01.2016 N АХ-П9-357 по вопросу принятия мер по устранению выявленных в ходе контрольного мероприятия Счетной палаты Российской Федерации недостатков и нарушений, указанных в письме от 19.01.2016 N 01-71/09-05.
В настоящее время нормативная правовая база по организации системы оценки и учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых фактически отсутствует. Единственным упоминанием прогнозных ресурсов в тексте Закона Российской Федерации "О недрах" является закрепление в п. 3 ст. 5 полномочия федеральных органов государственной власти по разработке классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
Вместе с тем, прогнозные ресурсы полезных ископаемых играют существенную роль в системе государственного управления отношениями недропользования, в том числе при проведении государственного геологического изучения недр и его планирования, обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также в государственной системе лицензирования недропользования, в том числе при определении объектов лицензирования и их границ, размера платы за пользование участком недр.
В проекте федерального закона предлагается закрепить за федеральным органом управления государственным фондом недр и его территориальными органами полномочия по организации апробации и учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также предусмотреть общие принципы и требования к проведению апробации и учета прогнозных ресурсов как самостоятельной административной процедуры.
Понятие "прогнозные ресурсы полезных ископаемых" используется в Законе Российской Федерации "О недрах" и раскрывается в действующих подзаконных нормативных правовых актах, в том числе в Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом МПР России от 11.12.2006 N 278 (в настоящее время Минприроды России разработана новая классификация запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых), а также Классификации запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод, и теплоэнергетических и промышленных подземных вод, утвержденных приказами МПР России от 30.07.2007 N 195 и от 01.09.2011 N 718 соответственно.
Законопроектом предусматривается, что апробация результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых на федеральном уровне организуется Роснедрами и проводится государственными учреждениями, находящимися в их ведении. По участкам недр местного значения апробация прогнозных ресурсов полезных ископаемых проводится уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Основной целью проведения апробации результатов оценки прогнозных ресурсов является проверка достоверности геологической информации, предоставляемой пользователями недр, для ее последующего включения в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и использования в работе государственной системы лицензирования пользования недрами.
Апробация осуществляется по решению Роснедр или его территориальных органов, а по участкам недр местного значения - по решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Обязанность по проведению апробации прогнозных ресурсов на пользователя недр не возлагается, в связи с чем, дополнительные административные барьеры не создаются.
Учет прогнозных ресурсов полезных ископаемых предлагается осуществлять в государственном кадастре месторождений и проявлений полезных ископаемых посредством включения в его состав сведений о прогнозных ресурсах полезных ископаемых в случае наличия положительного заключения апробации прогнозных ресурсов полезных ископаемых о достоверности их оценки.
Наряду с введением новой статьи 291, предусматривается внесение соответствующих корреспондирующих изменений в ст. 3, 4, 30 Закона РФ "О недрах" в части определения компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по апробации прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
Принятие и реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект не повлияет на индикаторы государственных программ Российской Федерации и их результаты. Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе (г. Астана - 29.05.2014), а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов"
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" потребует принятия следующих актов Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2015 г. N 1219";
Обоснование необходимости подготовки: п. 5.1 ст. 3, ч. 2 ст. 291 Закона РФ "О недрах" в редакции законопроекта;
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - внести изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219, для закрепления соответствующих полномочий по определению порядка апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
Сроки подготовки: не позднее 1 ноября 2016 г.;
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Роснедра;
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293";
Обоснование необходимости подготовки: п. 5.1 ст. 3, ч. 2 ст. 291 Закона РФ "О недрах" в редакции законопроекта;
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - внести изменения в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 для закрепления за Роснедрами соответствующих полномочий по принятию решений о проведении апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
Сроки подготовки: не позднее 1 ноября 2016 г.;
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Роснедра;
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" потребует принятия следующих актов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
1. Приказ Минприроды России "Об утверждении порядка апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых";
Обоснование необходимости подготовки: п. 5.1 ст. 3, ч. 3 ст. 291 Закона РФ "О недрах" в редакции законопроекта;
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - определить порядок апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых; предмет и содержание правового регулирования - указанный проект акта должен закрепить процедуру осуществления апробации результатов оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
Сроки подготовки: не позднее 1 января 2017 г.;
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Роснедра;
2. Приказ Минприроды России "О несении изменений в Требования к содержанию геологической информации о недрах и форму ее представления, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. N 54";
Обоснование необходимости подготовки: ч. 1 ст. 291 Закона РФ "О недрах" в редакции законопроекта;
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - установить требования к порядку включения в геологические информационные отчеты данных об оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых; предмет и содержание правового регулирования - указанный проект акта направлен на закрепление требований включению в геологические информационные отчеты данных об оценке прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
Сроки подготовки: не позднее 1 января 2017 г.;
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Роснедра;
3. Приказ Минприроды России "О несении изменений в Порядок составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 526"
Обоснование необходимости подготовки: п. 5.1 ст. 3, ч. 5 ст. 291 Закона РФ "О недрах" в редакции законопроекта;
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - определить порядок включения сведений о прогнозных ресурсах полезных ископаемых в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых; предмет и содержание правового регулирования - указанный проект акта направлен на закрепление процедур внесения в государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых сведений о прогнозных ресурсах полезных ископаемых;
Сроки подготовки: не позднее 1 января 2017 г.;
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Роснедра;
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части закрепления порядка оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых, апробации и учета ее результатов" будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данными органами в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.