Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 12.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен МВД России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 21.04.2016 N ИШ-П9-2426, данного в целях обеспечения выполнения перечня поручений Президента Российской Федерации от 11.04.2016 N Пр-637ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (абзац девятый подпункта "б" пункта 3 указанного перечня).
Целью законопроекта является внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении на основании зафиксированных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки, полученных от граждан, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг, с указанием времени и координат съемки.
Статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) определен перечень поводов к возбуждению дела, которыми в том числе являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Данные материалы, сообщения и заявления согласно части 2 статьи 28.1 КоАП подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Частью 3 указанной статьи определено, что дела об административных правонарушениях по названным поводам могут быть возбуждены лишь при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Таким образом, из приведенных положений КоАП следует, что должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, при получении вышеуказанных заявлений, сообщений или материалов должно провести соответствующую проверку вне рамок производства по делу об административном правонарушении с целью установления наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
Исходя из положений части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон), согласно которой именно Закон определяет порядок рассмотрения всех обращений граждан, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами, упомянутые сообщения и заявления граждан и юридических лиц об административных правонарушениях, а равно материалы о таких нарушениях, поступившие из государственных органов и органов местного самоуправления, должны рассматриваться с учетом требований Закона.
При этом к письменным обращениям граждан, информирующим уполномоченные органы об административном правонарушении, предъявляются требования, установленные статьей 7 Закона (обращение должно содержать фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина; почтовый адрес; личную подпись; дата и т.д.). Приобщенные к обращениям фото- или видеоматериалы, полученные с помощью устройств, не являющихся специальными техническими средствами, подлежат рассмотрению лишь в совокупности с иными материалами (свидетельскими показаниями, объяснениями лиц, в отношении которых ведется проверка, и др.).
Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 N 736 (зарегистрирован в Минюсте России 06.11.2014 г.), установлено, что для приема заявлений об административных правонарушениях в электронной форме, направляемых посредством официальных сайтов, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с такими заявлениями. После чего они распечатываются на бумажном носителе и дальнейшая работа с ними ведется как с письменными заявлениями, в соответствии с требованиями КоАП и Закона. Кроме того, каждое принятое (полученное) заявление (сообщение) регистрируется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Статьей 24.1 КоАП установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Как показывает практика, рассмотрение подобных обращений влечет за собой значительные временные и ресурсные затраты сотрудников Госавтоинспекции на процесс доказывания обстоятельств правонарушения (вызов лица предоставившего информацию о событии правонарушения, установление по банкам данных предполагаемого правонарушителя, его вызов для опроса, установление дополнительных свидетелей, принятие решения о возможности допустимости как доказательства видеозаписи), т.к. поступает информация только о транспортном средстве и его государственном регистрационном знаке и событии административного правонарушения, при этом сотрудники ограничены 2-х месячным сроком привлечения к ответственности.
Вместе с тем возможность упрощения процедуры рассмотрения указанных обращений граждан может быть реализована при внесении соответствующих изменений в КоАП (примечание к статье 1.5, часть 1 статьи 2.61 КоАП и др.). Предлагаемые изменения позволят осуществлять привлечение к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств за административные правонарушения, оказывающие непосредственное влияние на состояние аварийности (части 1 и 3 статьи 12.10, части 1 и 3 статьи 12.12, часть 2 статьи 12.13, части 2 и 3 статьи 12.14, части 4 и 5 статьи 12.15, часть 2 статьи 12.16, статья 12.18 КоАП), в случае их фиксации гражданами, зарегистрированными на Едином портале государственных и муниципальных услуг, с применением технических средств, имеющих функции видеозаписи, и специализированного программного обеспечения.
Кроме того, с учетом общих правил назначения административного наказания, в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП, представляется целесообразным привести в соответствие с частью 31 статьи 4.1 КоАП формулировку санкций части 7 статьи 12.9, части 5 статьи 12.15 и части 31 статьи 12.16 КоАП.
С учетом изложенного принятие законопроекта положительно отразится на повышении безопасности дорожного движения. Реализация предлагаемых изменений в законодательство потребует доработки информационных систем МВД России.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
МВД России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.