Проект Федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.1, 346.3 и 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 19.08.2016 г.)
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 346.1, 346.3 и 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1.
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 53, ст. 5023; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 8; N 28, ст. 2886; N 46, ст. 4443; 2004, ст. 1342; N 27, ст. 2711; 2005, N 27, ст. 2707; N 30, ст. 3130; 2006, N 12, ст. 1233; N 31, ст. 3436; 2007, N 23, ст. 2691; 2008, N 30, ст. 3611; 2009, N 1, ст. 22; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5725, 5733; 2010, N 15, ст. 1737; N 23, ст. 2797; N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247 2011, N 1, ст. 1, N 11, ст. 1492; 2012, N 26, ст. 3447; 2013, N 30, ст. 4081; N 48, ст. 6165; 2014, N 16, ст. 1838; N 48, ст. 6647, 6657, 6660; 2015, N 1, ст. 18; N 14, ст. 2024) ) следующие изменения:
1. Дополнить абзацы первый и третий пункта 3 статьи 346.1 словами следующего содержания:
", за исключением случаев, предусмотренных настоящей главой."
Дополнить пункт 3 статьи 346.1 абзацем четвертым следующего содержания:
"Организации и индивидуальные предприниматели имеют право перейти на единый сельскохозяйственный налог с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость и получением прав, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость при соблюдении условий и порядка, предусмотренного главой 21 настоящего Кодекса.".
Абзац четвертый пункта 3 статьи 346.1 считать абзацем пятым.
2. Дополнить статью 346.3 пунктами 10, 11, 12 следующего содержания:
"10. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, с одновременным исполнением обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость, со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость.
В уведомлении указываются данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную этими кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (оказанных услуг) для членов этих кооперативов в общем доходе от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученном ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором подается уведомление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.
11. По истечении календарного года плательщики единого сельскохозяйственного налога с одновременным исполнением обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость представляют в налоговый орган уведомление о продлении использования права исполнять обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость, либо о переходе на единый сельскохозяйственный налог.
12. При переходе плательщиков единого сельскохозяйственного налога с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком налога на добавленную стоимость с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на оплату единого сельскохозяйственного налога в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на оплату единого сельскохозяйственного налога, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика налога на добавленную стоимость на уплату единого сельскохозяйственного налога.
При переходе плательщиков единого сельскохозяйственного налога на уплату единого сельскохозяйственного налога с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, уплачивающему единый сельскохозяйственный налог, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при уплате единого сельскохозяйственного налога, принимаются к вычету при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса для плательщиков налога на добавленную стоимость.".
3. Дополнить статью 346.8 пунктом 3 следующего содержания:
"3. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 0 до 3 процентов для плательщиков единого сельскохозяйственного налога с одновременным исполнением обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.".
Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 346.1, 346.3 И 346.8 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Законопроект разработан в соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 15.08.2016 N ИШ-П13-4842, а также во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 03.07.2014 N Пр-1568 (подпункт "а" пункта 1) .
Законопроект вносит изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), в части предоставления права налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога признаваться плательщиками налога на добавленную стоимость, а также предоставления права субъектам Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки по единому сельскохозяйственному налогу в пределах от 0 до 3 процентов для такой категории налогоплательщиков.
В Российской Федерации с 2004 года для сельскохозяйственных товаропроизводителей установлен специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог (далее - ЕСХН).
По состоянию на 1 января 2016 года плательщиками ЕСХН, по данным ФНС России, являются более 94 тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе 23,4 тысячи составляют организации, 74,9 - индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, сельскохозяйственные производственные кооперативы, рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими условий, установленных статьей 346.2 Кодекса.
Организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождены от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество и налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации) (далее - НДС).
Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождены от обязанности по уплате по налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации).
Переход на уплату ЕСХН является добровольным. Ставка налога составляет 6% от величины доходов, уменьшенных на величину расходов. Налоговый период - календарный год. Плательщики, применяющие ЕСХН, ведут книгу учета доходов и расходов, что упрощает ведение бухгалтерского учета и является важным для субъектов малых форм хозяйствования.
Вместе с тем, перерабатывающие и торгово-закупочные организации при приобретении сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей, применяющих ЕСХН, не могут принять к вычету НДС, так как плательщики ЕСХН не являются плательщиками НДС и не выделяют его в стоимости своей продукции.
Вопрос возможности уплаты НДС плательщиками ЕСХН ранее рассматривался и обсуждался заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием отраслевых союзов (ассоциаций) и органов управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации.
По мнению большинства субъектов Российской Федерации при решении указанного вопроса необходимо предусмотреть возможность добровольного перехода плательщиков ЕСХН на уплату НДС.
Принятие законопроекта позволит сельскохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся плательщиками ЕСХН, одновременно признаваться плательщиками НДС, что будет способствовать улучшению взаимоотношений с покупателями сельскохозяйственной продукции, увеличению объемов продаж и возможности получить доступ к рынкам сбыта.
Сельхозтоваропроизводители, став плательщиками НДС, получат возможность возмещения налога, уплаченного при приобретении материально-технических ценностей для производства продукции, что также позволит им проводить техническую и технологическую модернизацию своего производства.
Предоставление права субъектам Российской Федерации устанавливать дифференцированные ставки по ЕСХН для такой категории плательщиков может использоваться как инструмент, позволяющий регулировать наполняемость местных бюджетов и одновременно оказывать поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям.
Реализация предлагаемых законопроектом мер не потребует дополнительных расходов бюджета, напротив, по расчетам Минсельхоза России, произведенным по данным отчетности ФНС России за 2015 год, бюджет может получить дополнительно за счет уплаты НДС до 26,6 млрд. рублей.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.1, 346.3 и 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.1, 346.3 и 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.1, 346.3 и 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 346.1, 346.3 и 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.