Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке консервации земель и о внесении изменений в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц"
(подготовлен Минэкономразвития России 16.08.2016 г.)
В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке консервации земель.
2. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2003 г. N 262 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 19, ст. 1843; 2015, N 14, ст. 2140).
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 47, ст. 4676).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства |
Д.Медведев |
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___"______ 2016 г. N ____
Положение
о порядке консервации земель
1. Настоящее Положение устанавливает порядок консервации земель.
2. Понятия, применяемые в настоящем Положении:
деградация земель - ухудшение свойств земли, в том числе в силу загрязнения радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими ядовитыми веществами, вредными микроорганизмами, а также вследствие просадки поверхности или иного нарушения почвенного слоя;
нарушение почвенного слоя (нарушенные земли) - частичное или полное разрушение почв;
консервация земель - мероприятия по восстановлению деградированных земельных участков, по уменьшению или предотвращению дальнейшего ухудшения свойств земли.
3. Консервация земельных участков, вид разрешенного использования которых предусматривает размещения различных видов отходов и проведение работ, связанных с нарушением почвенного слоя, проводиться после изменения данного вида разрешенного использования.
4. Деградированные земли подлежат консервации, если рекультивация указанных земель, предусматривающая восстановление условий для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, невозможна или в течении пяти лет после ее начала невозможно создать условия для использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, установленным до деградации земли.
5. Консервация земель осуществляется на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган).
6. Представление предложений о консервации земель осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за геологическим изучением, использованием и охраной недр, государственный земельный надзор, федеральный государственный лесной надзор, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственный мониторинг земель.
7. В предложении о консервации земель указываются:
1) заключение об оценке состояния земель и их дальнейшем использовании;
2) сведения о границах территории (в том числе кадастровые номера земельных участков, находящиеся в границах земель, подлежащих консервации (при наличии), их площадь, местоположение), подлежащей консервации;
3) обоснование необходимости консервации земель.
8. Уполномоченный орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления предложения о консервации земель возвращает его без рассмотрения с указанием причины принятого решения при наличии следующих обстоятельств:
1) данный уполномоченный орган исполнительной власти не вправе принимать решение о консервации земель;
2) необходимость консервации земель в соответствии с федеральным законом и настоящим Порядком отсутствует.
9. При наличии оснований для консервации земель уполномоченный орган обеспечивает подготовку проекта консервации земель. Указанный проект должен быть подготовлен в течение шести месяцев со дня получения предложений о консервации земель.
10. В проекте консервации земель должны быть отражены:
1) границы земель (земельных участков при их наличии), подлежащие консервации в том числе в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории и иной тематической карте (при необходимости);
2) состояние нарушенных или загрязненных земель;
3) причины, вызвавшие необходимость консервации земель;
4) цели консервации земель: предотвращение (уменьшение) вредного воздействия либо восстановление хозяйственной деятельности на земельном участке;
5) условия для возобновления хозяйственной деятельности на земельном участке.
11. Для достижения целей, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, в проекте консервации земель должны быть определены:
1) мероприятия по восстановлению земель и очередность их проведения;
2) примерная стоимость работ, связанных с консервацией земель;
3) сроки осуществления каждых из мероприятий и срок консервации земель.
12. Требования к форме и содержанию проекта консервации земель устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
13. В решении о консервации земель, которое принимается не позже десяти месяцев со дня представления предложений о консервации земель, указываются:
1) площадь земель, подлежащих консервации;
2) сроки консервации земель и (или) земельных участков, определенных в соответствии с проектом консервации земель, который не может составлять менее пяти лет;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации;
3) ссылка на проект консервации земель, размещаемый на официальном сайте уполномоченного органа (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
4) указание на перечень мероприятий и сроки их проведения, срок консервации земель;
5) запрещение любой хозяйственной деятельности за исключением мероприятий по восстановлению земель.
14. К решению о консервации земель прилагается схема границ земель, подлежащих консервации, составленная на кадастровом плане территории.
15. В течение десяти дней со дня принятия решения о консервации земель уполномоченный орган, принявший такое решение:
1) осуществляет размещение решения о консервации земель на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);
2) направляет решение о консервации земель с приложениями в органы, указанные в пункте 6 настоящего Положения, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
3) направляет копию решения о консервации земель правообладателям земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации, а также лицам, деятельность которых привела к необходимости консервации земель;
4) направляет решение о консервации земель в органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные устанавливать виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации.
16. Решение о консервации земель может быть обжаловано в суд.
17. Если в границах земель, подлежащих консервации, земельный участок находиться частично, то такой земельный участок подлежит разделу с учетом границ земель, подлежащих консервации. Использование такого земельного участка до его раздела не допускается.
18. На основании решения о консервации земель в течение одного года со дня его принятия должны быть внесены изменения в документы территориального планирования и документы, определяющие вид разрешенного использования и целевое назначение земельных участков, находящихся в границах земель, подлежащих консервации в целях запрета хозяйственной деятельности в границах таких земель.
19. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о порядке осуществления консервации земель между уполномоченным органом и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель (при его наличии). Предметом соглашения являются действия сторон по своевременному исполнению мероприятий, содержащихся в проекте консервации земель, и имущественная ответственность за их неисполнение.
20. Решение о консервации земель является основанием для заключения соглашения о возмещении убытков между правообладателем земельного участка и лицом, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, если деградация и (или) нарушение почвенного слоя земель была вызвана действием таких лиц.
21. В случае, если соглашение о порядке консервации не подписано в течение месяца со дня его направления или подписано, но не исполняется, уполномоченный орган вправе обратиться в суд с исками о понуждению к заключению и (или) исполнению соглашения о порядке консервации земель.
22. В случае, если деградация земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных третьим лицам была вызвана действием природных сил, консервация земель обеспечивается исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, указанными в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации.
23. В случае, если выполнение условий соглашения, указанного в пункте 19 настоящего Положения не осуществляется и в установленном порядке принято решение о прекращении исполнительного производства по взысканию средств на проведение консервации земель с виновных лиц, мероприятия по консервации земель осуществляются за счет средств федерального бюджета.
24. Отказ лица, деятельность которого привела к необходимости консервации земель, (если деградация земель была вызвана действием третьих лиц) от прав на земельный участок, находящийся в границах земель, подлежащей консервации, не освобождает его от обязанностей, вызванных решением о консервации земель и (или) соглашением о порядке осуществления консервации земель.
25. После завершения мероприятий по консервации земель, указанных в пункте 11 настоящего Положения, уполномоченный орган обязан обеспечить обследование консервируемых земель. Если цели консервации земель были достигнуты, то решение о консервации земель должно быть отменено. В ином случае в решение о консервации земель вносятся необходимые изменения, обеспечивающие продление мероприятий по консервации земель.
26. После завершения консервации земель уполномоченный орган обеспечивает внесение соответствующих изменений в документы территориального планирования и документы, определяющие разрешенное использования земельных участков, консервация которых была осуществлена.
_____________________
Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___"______ 2016 г. N ____
Изменения,
которые вносятся в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам
и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц
1. В пункте 2 подпункт "в" изложить в следующей редакции:
"в) решение государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рекультивации или консервации земель, вызванных ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц"
2. В пункте 3 подпункте "г" изложить в следующей редакции:
"г) решение государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о рекультивации или консервации земель, вызванных ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц".
3. В пункте 4 слова "ухудшение качества земель" заменить словами "необходимость рекультивации или консервации земель".
4. В пункте 5 слова "ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации" заменить словами "в связи с необходимостью рекультивации или консервации земель определяются соглашением между заинтересованными лицами на основе методических указаний, утверждаемых Министерством экономического развития Российской Федерации, либо решением суда."
5. Пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9. Убытки, причиненные рекультивацией или консервацией земель, собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков возмещаются, если необходимость рекультивации или консервации земель была вызвана деятельностью третьих лиц.
В состав указанных убытков включаются затраты на проведение работ по восстановлению качества земель, ущерб и упущенная выгода на срок, определенный проектом рекультивации или консервации земель, а также рыночная стоимость прав на земельный участок (если срок консервации земель составляет более 10 лет), либо разницы в рыночной стоимости прав на земельный участок до возникновения необходимости рекультивации или консервации земель и их предполагаемой стоимости после осуществления консервации или рекультивации земель (в иных случаях)".
____________________________
Пояснительная записка
к проекту постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке консервации земель и о внесении изменений в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц"
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке консервации земель и о внесении изменений в Правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц" (далее - Проект) разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2016 г. N АД-П11-4506 (пункт 2 перечня актов).
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 13 Земельного кодекса Российской Федерации изложена в новой редакции.
Пунктом 7 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона установлено, что консервация земель осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 830 (далее - постановление N 830), не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.
В этой связи Проектом предлагается установить новый порядок консервации земель с учетом требований и норм, содержащихся в Земельном кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах.
Так, проектом постановления предлагается установить, что деградированные земли подлежат консервации, если рекультивация указанных земель, предусматривающая восстановление условий для использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, невозможна или в течении пяти лет после ее начала невозможно создать условия для использования земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, установленным до деградации земли.
Также Проектом устанавливаются требования к составу работ по консервации земель, требования к содержанию решения о консервации земель и разработки проекта консервации земель.
Выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия, а также предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в рамках государственного надзора за геологическим изучением, использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и государственного мониторинга земель.
В этой связи целесообразно предусмотреть подготовку предложений о консервации земель уполномоченными органами в рамках проведения указанных мероприятий.
Следует отметить, что за период действия Земельного кодекса Российской Федерации отсутствуют случаи консервации земель в соответствии с постановлением N 830. Как правило, применения данного института осуществляется при возникновении крупных экологических, техногенных или иных катастроф. Совершенствование института консервации земель обусловлено действующими положениями законодательства Российской Федерации и не подкреплено правоприменительной практикой. Определение ориентировочных расходов, связанных с проведением мероприятий по консервации земель также не представляется возможным.
Принятие Проекта не потребует расходов за счет федерального бюджета.
Принятие Проекта потребует внесение изменений в Положения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного надзора за геологическим изучением, использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, федерального государственного лесного надзора, государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, государственного мониторинга земель в части установления возможности подготовки предложений о консервации земель. Принятие Проекта также потребует внесение изменений в приказ Минэкономразвития России от 14 января 2016 г. N 10 "Об утверждении методических рекомендаций по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагается установить новый порядок консервации земель с учетом требований и норм, содержащихся в Земельном кодексе и иных федеральных законах.
Также корректируются правила возмещения собственникам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав либо ухудшением качества земель. Соответствующий проект постановления подготовлен Минэкономразвития России.
Определяется, в каких случаях деградированные земли подлежат консервации.
Предусматривается подготовка предложений о консервации земель уполномоченными органами в рамках проведения надзорных мероприятий.
Также устанавливаются требования к составу работ по консервации земель, к содержанию решения о консервации земель.