Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О ветеринарии"
(подготовлен Минсельхозом России 17.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 3.1 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 сентября 2015 г. N Пр-2006 в целях сохранения целостности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии.
Обеспечение эпизоотического благополучия региона, направленное на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, зависит в первую очередь от эффективной и качественной работы ветеринарных специалистов, которое в свою очередь зависит от оперативности принятия решений и мер при возникновении, распространения и ликвидации заразных болезней животных, что возможно только при осуществлении руководства органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, имеющим самостоятельный статус, квалифицированным ветеринарным специалистом.
После вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" участились случаи реорганизации региональных ветеринарных служб путем их укрупнения и слияния с иными отраслевыми ведомствами, в том числе в целях оптимизации расходов на содержание государственных органов субъектов Российской Федерации.
Такие тенденции наблюдались в Республиках Карелии, Коми, Северная Осетия (Алания), Кировской и Новгородской областях. Только лишь своевременное вмешательство Минсельхоза России позволило сохранить целостность региональных ветеринарных служб в указанных субъектах Российской Федерации. Ситуация в Оренбургской области до сих пор не исправлена.
Статьей 17 закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон) установлено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации принимает решение об установлении ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации на основании представления руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия в области ветеринарии (далее - уполномоченный в области ветеринарии орган). Тем самым, предполагается прямое подчинение уполномоченного в области ветеринарии органа высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Кроме того, руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии одновременно является главным государственным ветеринарным инспектором субъекта Российской Федерации и обязан исполнять рекомендации Российской Федерации в области переданных полномочий.
Необходимо учитывать, что уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения являются составной частью системы государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации (пункт 2 статьи 5 Закона).
Отсутствие статуса самостоятельного органа исполнительной власти приводит к ухудшению финансирования, материально-технического состояния и кадрового обеспечения государственной ветеринарной службы области. От оснащенности ветеринарной службы напрямую зависит ветеринарно-санитарная безопасность на ее территории. Кроме того, несамостоятельный статус региональной ветеринарной службы нивелирует деятельность ветеринарных служб с самостоятельным статусом по поддержанию эпизоотического благополучия.
В случае утраты самостоятельного статуса органами исполнительной власти может произойти обострение эпизоотической ситуации в субъектах Российской Федерации по таким экономически значимым заразным, в том числе особо опасным, болезням животных как бруцеллез крупного и мелкого рогатого скота, африканская чума свиней, бешенство, ящур, лейкоз крупного рогатого скота, оспа овец и коз.
С начала 2015 года заболело туберкулезом более 600 голов КРС, бруцеллезом - около 8 тысяч голов КРС и около 2 тысяч голов МРС; заболело бешенством и пало от этой болезни более 3 тысяч голов животных, лейкозом заболело более 2 тысяч голов КРС, африканской чумой свиней заболело около 300 голов свиней, уничтожено в ходе ликвидации очагов африканской чумы свиней около 20 тысяч голов свиней (в период с 2008 по настоящее время - более 700 тысяч голов свиней).
В настоящее время удается обеспечивать относительную стабильность ситуации с распространением перечисленных инфекций (за исключением африканской чумы свиней) за счет осуществления в рамках реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению лекарственными средствами для диагностики и специфической профилактики заразных болезней животных.
Так, в 2015 году за счет средств федерального бюджета в регионы страны поставлено вакцин и диагностических средств на общую сумму 1,26 млрд. руб., до конца года будет поставлено еще на сумму 369,4 млн. рублей.
Вместе с тем, совокупный экономический ущерб от АЧС на территории РФ среди дом свиней составил около 14,2 млрд. руб.
Потери бюджетов субъектов Российской Федерации на компенсацию владельцам за изъятых животных и продукцию свиноводства, затраты на ветеринарные мероприятия в очагах инфекции (охранно-карантинные мероприятия, приобретение дезинфекционных средств и спецодежды, утилизация навоза, кормов и инвентаря, наём спецтехники и персонала, убой, погрузка, транспортировка и сжигание (захоронения) туш животных, дезинфекция мест содержания животных и прилегающей территории, мест убоя), проведение диагностических и мониторинговых исследований составили около 9,3 млрд. руб.
Затраты федерального бюджета на поставку диагностических наборов, дезинфектантов, средств бескровного убоя составили 0,9 млрд. руб.
Косвенные потери регионов от запрета на торговлю животными и животноводческой продукцией и кормами и потери сопряженных (перерабатывающих) отраслей промышленности составили около 4 млрд. руб. (по данным ФАО, косвенные потери могут в среднем составлять около 43% от прямых убытков животноводства).
В соответствии со статьей 77 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и тем самым создают вертикаль власти с разграничением сферы ответственности.
Поэтому назначение на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере ветеринарии - являющегося одновременно по должности главным государственным ветеринарным инспектором субъекта Российской Федерации, должно осуществляться высшим должностным лицом исполнительной власти субъекта Российской Федерации после согласования с федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ветеринарии.
Объединение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере ветеринарии с другими органами исполнительной власти приведет к:
- неисполнению требований Всемирной организации здоровья животных (МЭБ) и Таможенного союза;
- размыванию ответственности за организацию ветеринарно-санитарных мер;
- непрофессионализму принятых решений, в случаях отсутствия профессионального ветеринарного образования у руководителя объединенного органа исполнительной власти;
- выполнению ветеринарными специалистами несвойственных функций;
- конфликту интересов разных направлений деятельности объединенного органа (организация производства и продвижение продукции с контролем за соблюдением законодательства в сфере обеспечения безопасности).
Для сохранения целостности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия в области ветеринарии, Минсельхозу России необходимо вернуть полномочия по согласованию структуры органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии при его создании, реорганизации, изменении штатного расписания, а также по предложению кандидатуры для назначения на пост главы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области ветеринарии, по его освобождению от занимаемой должности. Это позволит обеспечить контроль над эпизоотической ситуацией, как в отдельных субъектах Российской Федерации, так и на территории всей страны, а также позволит укрепить ее продовольственную безопасность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.