Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
(от 15.08.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=47050.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 17 марта по 27 марта 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 7 июня по 6 июля 2016 г.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия провело публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности. В ходе публичных консультаций были получены отзывы от ООО "БалтТрансСервис", ОАО "РЖД", ОАО "Ямальская железнодорожная компания", СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта". Результаты проведенных публичных консультаций приведены в приложении к настоящему заключению.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете о проведении оценки регулирующего воздействия, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
Таким образом, в проекте акта не выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 7 л. в 1 экз.
Приложение
к заключению об оценке регулирующего воздействия
на проект федерального закона "О внесении
изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного
транспорта Российской Федерации"
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"
N п/п |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
1 |
2 |
3 |
ОАО "Ямальская железнодорожная компания" | ||
1. |
Замечаний и предложений нет. |
|
ОАО "РЖД" | ||
2. |
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дворковича А.В. от 8 мая 2015 г. N АД-П9-3074 причастным государственным органом совместно с ОАО "РЖД" необходимо подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, касающиеся компенсации затрат ОАО "РЖД" при отцепке вагонов в текущий отцепочный ремонт. Вместе с тем, в представленном законопроекте предусмотрены положения о разработке Минтрансом России Правил оказания услуг, связанных с ремонтом и направлением в ремонт грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования, что не соответствует целям и задачам указанного поручения. Так, в силу статьи 785 Гражданского кодекса РФ и положений Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю, а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. ОАО "РЖД" как перевозчик несет ответственность за обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранность перевозимого груза, поэтому в случае подозрения на неисправность, либо обнаружения неисправности вагон подлежит обязательной отцепке. Отцепляемые вагоны направляются в депо для подтверждения неисправности, либо проведения текущего отцепочного ремонта, в связи с чем перевозчик несет дополнительные расходы, связанные с нахождением отцепленного вагона на инфраструктуре и направлением его в/из ремонта, не покрываемые взимаемом на станции отправления тарифом на перевозку, которые должны быть компенсированы. Таким образом, требуется законодательное закрепление положений о порядке возмещении затрат перевозчика, возникающих при направлении вагона для проведения текущего отцепочного ремонта, но не порядка проведения данного ремонта, учитывая, что затраты перевозчика на ремонт вагонов компенсируются в рамках отдельных договоров на оказание соответствующей услуги. На основании изложенного в абзаце втором подпункта 1 статьи 1 законопроекта слова "Правила оказания услуг, связанных с ремонтом и направлением в ремонт грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования" необходимо заменить словами "Правила направления в ремонт грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику, при нахождении их в пути следования". |
Разработчику предлагается проанализировать представленные замечания и предложения и учесть их в работе. |
ООО "БалтТрансСервис" | ||
3. |
Как следует из сводного отчета, целью данного законопроекта, в конечном итоге является (п.5.1. Сводного отчета) - "Создание мер экономического стимулирования для приобретения новых вагонов с улучшенными характеристиками и поддержания существующего парка грузовых вагонов в надлежащем техническом состоянии", основанием для разработки которого явилось (п. 1.5. Сводного отчета) "... абзац первый раздела 1 Программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год". Принятие данного законопроекта, в виде "...установления сбора (платы) компенсирующего затраты ОАО "РЖД" (п. 1.6. Сводного отчета) - не решит данную проблему. Для достижения цели предлагаемого проекта акта, в виде "...Создания мер экономического стимулирования для приобретения новых вагонов..." при: - уменьшении общего объема перевозок; - огромном профиците подвижного состава; - не рентабельности приобретения нового подвижного состава величина предполагаемого к введению сбора, должна быть очень существенной. Введение такого сбора, вынудит участников перевозочного процесса увеличить стоимость своих работ (услуг), что, в конечном итоге, неизбежно, увеличит нагрузку на конечного потребителя. Решение проблемы поддержки транспортного машиностроения в соответствии с "Программой поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.01.2016 г. N 57-р, видится нам в создании, действительно, инновационных, рентабельных моделей подвижного состава, интересных бизнесу. Для решения следующих проблем, связанных с "...ростом расходов ОАО "РЖД" за осуществление начально-конечных операций с неисправными вагонами, увеличением количества вагонов, направляемых в текущий отцепочный ремонт, ухудшением эксплуатационной обстановки на сети железных дорог, снижением скорости доставки грузов и порожних вагонов и их оборота...", предлагаем: - повысить качество рекламационной работы, по поводу возмещения расходов (убытков) связанных с осуществлением операций с неисправными вагонами, в соответствии с действующим законодательством. - разработать мероприятия по уменьшению необоснованных отцепок эксплуатационными депо ОАО "РЖД"; искоренить систему оценки эффективности работы линейных подразделений в зависимости от количества отцепок подвижного состава в текущий ремонт; - разработать методики по повышению качества ремонта подвижного состава; - ввести ответственность ОАО "РЖД" за необоснованные отцепки подвижного состава в ремонт; - улучшить материально-техническое оснащение линейных предприятий ОАО "РЖД" по выявлению неисправностей; - вести эффективную подготовку квалифицированных кадров. В системном толковании с представленным сводным отчетом и содержащейся в нем информацией, по нашему мнению, проект акта содержит нормы, противоречащие действующему законодательству. В частности, проект акта, в т.ч., устанавливает что "...порядок компенсации расходов перевозчика, понесённых в связи с отцепкой таких вагонов в ремонт по причине, не зависящей от перевозчика, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта". В то же время, если такую компенсацию планируется ввести в виде установленного сбора (платы) (п. 1.6. сводного акта), компенсирующего затраты ОАО "РЖД", то введение и исчисление любых сборов (плат) не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В соответствии со ст. 2 Устава железнодорожного транспорта, сбор - не включенная в тариф ставка оплаты дополнительной операции или работы; В соответствии с той же ст.2 Устава железнодорожного транспорта - величина ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, определяется тарифными руководствами, утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, Федеральной службой по тарифам. |
Разработчику предлагается ознакомиться с представленными предложениями и учесть их в работе. |
СРО НП "Совет операторов железнодорожного транспорта" | ||
4. |
1. Согласно статье 1 законопроекта за федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта закрепляется функция по установлению, в том числе, правил оказания услуг, связанных с ремонтом и направлением в ремонт грузовых вагонов, не принадлежащих перевозчику. В соответствии со статьей 39.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом согласно пункту 2 статьи 1 указанного Закона поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей, Правительство Российской Федерации не вправе. В этой связи правила оказания услуг, связанных с ремонтом и направлением в ремонт грузовых вагонов не могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти. 2. Также необходимо отметить, что, исходя из особенностей эксплуатации грузовых вагонов на сети российских железных дорог, расходы, связанные с проведением ремонта грузовых вагонов, включая их отцепку в ремонт, могут возникать не только у перевозчика, но и у других участников перевозочного процесса, в том числе: владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, операторов и иных владельцев вагонов. В этой связи и в целях недопущения нарушения права других участников перевозочного процесса на компенсацию их расходов, связанных с проведением ремонта грузовых вагонов, в случае принятия решения о целесообразности разработки правил компенсации таких расходов законопроект не должен закреплять данное право исключительно за перевозчиком. 3. В соответствии со статьей 19 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), перевозчики, владельцы инфраструктур несут ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки в связи с произошедшими по их вине аварийными ситуациями, включая перевозку грузов, грузобагажа с соблюдением особых условий перевозки, загрязнение окружающей среды, перерывы в движении поездов, в том числе возмещают в соответствии с законодательством Российской Федерации расходы на ликвидацию таких ситуаций. Законопроектом перечень указанных лиц предлагается дополнить операторами и иными владельцами подвижного состава. В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают: - безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда; - безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа; - безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта; - экологическую безопасность. Кроме того, в соответствии со статьей 20 Устава перевозчик определяет техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров. При обнаружении технической неисправности и (или) непригодности вагонов, контейнеров их замена на исправные, пригодные для перевозки груза обеспечивается грузоотправителем или их владельцем на основании соответствующего договора. Также в соответствии с указанной статьей Устава перевозчиком или грузоотправителями за счет перевозчика проводится подготовка под погрузку, в том числе под налив, вагонов и контейнеров, принадлежащих перевозчику. Таким образом, владелец вагонов обязан предоставить пригодный для перевозки вагон, дальнейшие действия с вагонами при погрузке осуществляются грузоотправителями, а перевозчик обеспечивает безопасность перевозки принятых вагонов. Кроме того, согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной. Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Устава, оператор и иной владелец вагонов стороной договора перевозки не являются. В связи с изложенным, а также, исходя из положения статей 19, 95, 96, 98, 102, 120 Устава, операторы и иные владельцы подвижного состава, в отличие от сторон договора железнодорожной перевозки, не могут нести ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки, поскольку не влияют на возникновение таких ситуаций. |
Разработчику предлагается ознакомиться с представленным замечанием и учесть его в работе. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.