Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении порядка осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации"
(подготовлен Минтрудом России 22.08.2016 г.)
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 9 Федерального закона "О независимой оценке квалификации" от 3 июля 2016 г. N 238-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4171) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый порядок осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Министр |
М.А. Топилин |
Утвержден
приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от "___"________ 2016 г. N______
Порядок
осуществления мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок определяет направления и участников мониторинга и контроля в сфере независимой оценки квалификации и устанавливает правила их осуществления.
2. Мониторинг и контроль в сфере независимой оценки квалификации (далее соответственно - мониторинг, контроль, оценка квалификации) осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти с участием Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификации (далее соответственно - уполномоченный орган, Национальный совет, Национальное агентство, советы, центры), а также советами.
3. Мониторинг и контроль осуществляются в целях систематического наблюдения, анализа, изучения практики, выявления и устранения недостатков, выработки предложений, направленных на повышение эффективности деятельности в сфере оценки квалификации.
II. Проведение мониторинга
4. Мониторинг проводится на основе данных реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации (далее - реестр).
5. В рамках мониторинга, проводимого уполномоченным органом, Национальное агентство на основе данных реестра представляет в уполномоченный орган сведения о:
а) наделении полномочиями (прекращении полномочий) советов (в разрезе видов профессиональной деятельности, наименований квалификаций);
б) наделении полномочиями (прекращении полномочий) центров (в разрезе советов, видов профессиональной деятельности, наименований квалификаций, субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены центры);
в) наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится оценка квалификации (в разрезе советов, видов профессиональной деятельности, профессиональных стандартов);
г) об утвержденных советами оценочных средствах (в разрезе советов, видов профессиональной деятельности, наименований квалификаций);
д) о выданных свидетельствах о квалификации о квалификации (в разрезе видов профессиональной деятельности, наименований квалификаций, советов, центров, субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены центры);
е) о выданных заключениях о прохождении профессионального экзамена (в разрезе видов профессиональной деятельности, наименований квалификаций, советов, центров, субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены центры);
ж) о деятельности апелляционных комиссий советов (количестве жалоб, их основных причинах, результатах рассмотрения) (в разрезе видов профессиональной деятельности, наименований квалификаций, советов, центров, субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены центры).
Сведения представляются 1 раз в полугодие (до 20 июля, до 20 января).
6. По итогам анализа представленных сведений уполномоченный орган представляет соответствующую информацию в Национальный совет.
7. Советы осуществляют ежеквартально на основе данных реестра и анализа деятельности апелляционных комиссий мониторинг деятельности центров, которые наделены соответствующими советами полномочиями по оценке квалификации, по следующим показателям:
а) количество полученных заявлений для проведения оценки квалификаций;
б) численность лиц, прошедших профессиональный экзамен;
в) количество выданных свидетельствах о квалификации;
г) количество выданных заключений о прохождении профессионального экзамена;
д) количество жалоб, их основные причины, результаты рассмотрения.
В случае, если совет по решению Национального совета выполняет функции центра по оценке квалификации, соответствующую информацию в рамках мониторинга анализирует Национальное агентство.
III. Осуществление контроля
8. Контроль в сфере оценки квалификации может осуществляться в следующих формах:
а) мониторинг и анализ деятельности в сфере оценки квалификации Национального агентства, советов, центров;
б) рассмотрение на заседаниях Национального совета информации о деятельности уполномоченного органа, Национального агентства, советов;
в) рассмотрение на заседаниях советов информации о деятельности центров;
г) экспертизы и проверки деятельности центров.
9. Контроль осуществляется на основе:
а) анализа данных мониторинга, сведений, содержащихся в реестре, информации советов, центров;
б) информации по вопросам оценки квалификации, поступившей в уполномоченный орган, Национальный совет, Национальное агентство, советы, от организаций и граждан;
в) информации по вопросам оценки квалификации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе на официальных сайтах уполномоченного органа, Национального совета, Национального агентства, советов, центров;
д) информации по вопросам оценки квалификации, размещенной в средствах массовой информации;
е) информации по вопросам оценки квалификации, полученной в результате обследований, в том числе социологических, а также опросов участников системы оценки квалификации и иных лиц;
ж) результатов экспертизы центров экспертными комиссиями, создаваемыми советами;
з) результатов проверок, предусмотренных настоящим Порядком.
10. Проверки деятельности советов осуществляются Национальным агентством по графику, одобренному Национальным советом, в целях выявления:
несоответствия деятельности совета его задачам и функциям, установленным примерным Положением о Совете, утвержденным уполномоченным органом;
представления советом недостоверных сведений при предоставлении отчетов либо иной информации о деятельности совета по вопросам организации независимой оценки квалификации в Национальный совет, Национальное агентство, уполномоченный орган.
Если в деятельности совета выявлено нарушение, Национальное агентство устанавливает срок представления отчета совета об устранении нарушений с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требования (далее - отчет).
Если совет устранил нарушения в установленный срок, Национальное агентство информирует об этом Национальный совет.
Если совет не устранил нарушения в установленный срок, Национальное агентство вносит на рассмотрение Национального совета вопрос о прекращении соответствующих полномочий совета.
11. Проверки деятельности центров проводятся советами, наделившими полномочиями соответствующие центры, в целях выявления:
несоответствия деятельности центра установленным требованиям;
нарушений установленного порядка проведения профессиональных экзаменов;
представления центром недостоверных сведений при наделении его полномочиями, в ходе мониторинга, контроля.
12. Уполномоченный орган и Национальное агентство по результатам анализа жалоб граждан и организаций вправе проводить внеплановые проверки деятельности советов и центров.
13. Проверки проводятся в порядке согласно приложению.
14. Национальное агентство на основе сведений, представленных в рамках мониторинга и контроля, ежегодно по согласованию с уполномоченным органом готовит проект доклада о состоянии, динамике развития и результатах деятельности системы оценки квалификации (далее - доклад) и представляет указанный проект на рассмотрение Национального совета до 15 апреля.
После одобрения Национальным советом доклад публикуется в сети Интернет.
Приложение
к порядку осуществления мониторинга
и контроля в сфере независимой
оценки квалификации, утвержденному
приказом Министерства труда
и социальной защиты Российской Федерации
от "___"________ 2016 г. N______
Порядок проведения проверок деятельности по оценке квалификации
1. Проверки осуществляются в плановом и внеплановом порядке (далее соответственно - плановые проверки, внеплановые проверки)
2. Проверки проводятся:
по месту нахождения контролирующей организации (далее - документарные проверки);
по месту нахождения и (или) фактического осуществления деятельности подконтрольной организации (далее - выездные проверки).
3. Проверка осуществляется лицом, уполномоченным на проведение проверки (далее - проверяющий), или комиссией по проверке, включающей в себя нескольких проверяющих.
4. При проведении проверок проверяющие не вправе:
проверять выполнение требований, не относящихся к предмету проверки;
требовать представления документов, информации, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
осуществлять плановую проверку в случае отсутствия при проведении проверки должностных лиц подконтрольной организации, либо их представителей;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения проверки.
5. Основанием для включения проверки в план проведения проверок советов или центров является истечение трех лет с даты принятия решения о наделении юридического лица полномочиями совета, центра или с даты проведения плановой проверки.
6. Внеплановые проверки проводятся по решению руководителя контролирующей организации.
Основанием для проведения внеплановой выездной проверки (за исключением проверки, проводимой в соответствии с абзацем 2 пункта 8 настоящего Порядка) является:
1) выявление контролирующей организацией нарушений в деятельности подконтрольной организации (в том числе по результатам мониторинга);
2) поступление жалобы на действия (бездействие) подконтрольной организации, иной информации, подтверждаемой документами и другими доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений;
3) осуществление проверки устранения выявленных ранее нарушений;
4) отказ или уклонение подконтрольной организации от прохождения плановой проверки.
Информация, указанная в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, может поступать в контролирующую организацию как непосредственно в виде сведений, свидетельствующих о наличии признаков нарушений, так и в форме основанных на наличии таких сведений поручений Национального совета, уполномоченного органа, иных федеральных органов государственной власти в соответствии с их компетенцией, обращений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, уполномоченных должностных лиц.
7. Документарные проверки проводятся посредством рассмотрения документов, представленных подконтрольными организациями, иных документов и материалов, в том числе размещенных в сети Интернет и (или) опубликованных в средствах массовой информации.
8. Выездные проверки проводятся посредством рассмотрения деятельности подконтрольной организации по оценке квалификации непосредственно по месту ее осуществления, а также посредством наблюдения лицами, уполномоченными на проведение проверки, за проведением профессиональных экзаменов.
Представители уполномоченного органа могут присутствовать в качестве независимых наблюдателей при проведении профессионального экзамена без согласования с центром.
9. Срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней, за исключением случая проведения проверки в отношении организации, которая имеет обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства) и (или) осуществляет свою деятельность на обособленной территории. В этом случае срок проведения проверки устанавливается отдельно по каждому подразделению (филиалу, представительству), при этом общий срок проведения проверки не может превышать 30 рабочих дней.
10. При проведении проверки проверяющий имеет право:
запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от подконтрольной организации необходимые для осуществления контроля документы, сведения (информацию) и материалы о деятельности в части, относящейся к предмету проверки;
в целях осуществления контроля посещать и обследовать используемые при осуществлении деятельности территории, здания, строения, сооружения и помещения, принадлежащие подконтрольной организации на праве собственности или на ином законном основании;
в ходе проведения проверки запрашивать и получать от руководителя и работников подконтрольной организации необходимые для достижения целей проверки документы (информацию), в том числе надлежащим образом заверенные копии таких документов, а также требовать письменные или устные объяснения от руководителя и работников подконтрольной организации по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
осуществлять копирование необходимых для целей проверки документов и выносить подготовленные копии за пределы места нахождения и (или) осуществления деятельности подконтрольной организации для приобщения к материалам проверки;
пользоваться собственными необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами и иными электронными носителями информации, копировальными аппаратами, сканерами, телефонами (в том числе сотовой связи), средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, вносить их в помещения, принадлежащие подконтрольной организации, осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку.
11. При проведении проверки проверяющий обязан:
своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации;
соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы подконтрольной организации;
проводить проверку на основании и в соответствии с распорядительным актом о проведении проверки;
не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю подконтрольной организации присутствовать при проведении проверки, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю подконтрольной организации, присутствующим при проведении проверки, относящуюся к предмету проверки информацию и документы, в том числе послужившие основанием для проведения проверки;
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя подконтрольной организации с результатами проверок. В случае проведения выездной проверки уполномоченный представитель подконтрольной организации вправе ознакомиться с оформленным актом проверки лично. В случае проведения документарной проверки акт проверки направляется в течение трех рабочих дней со дня завершения проверки в адрес подконтрольной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
давать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю подконтрольной организации разъяснения по предмету проводимой проверки;
не разглашать информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
12. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель подконтрольной организации при проведении проверки имеют право:
непосредственно присутствовать при проведении выездной проверки и давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
знакомиться с результатами выездной проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними;
обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контролирующих организаций, повлекшие за собой нарушение прав подконтрольной организации при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель подконтрольной организации при проведении проверки обязаны:
своевременно и полно обеспечивать предоставление проверяющим информации и документов, необходимых для проведения документарной проверки;
обеспечивать проверяющим беспрепятственный доступ на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому оборудованию, техническим средствам и иным подобным объектам.
14. Проверка проводится на основании распорядительного акта контролирующей организации, в котором указываются:
состав комиссии по проверке с указанием фамилий, имен, отчеств (при наличии) и должностей проверяющих, входящих в состав комиссии, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность проверяющего;
наименование подконтрольной организации, в отношении которой проводится проверка;
плановая или внеплановая проверка;
выездная или документарная проверка;
основание для проведения проверки, цели, задачи и предмет проверки;
даты начала и окончания проверки, место (места) проведения проверки;
в случае проведения выездной проверки - ее программа.
Копия распорядительного акта контролирующей организации о проведении проверки передается председателю комиссии по проверке (проверяющему).
15. Контролирующая организация направляет в подконтрольную организацию копию распорядительного акта о проведении плановой выездной проверки посредством электронной почты или факсимильной связи не позднее, чем за пять 5 дней до начала проверки.
16. При проведении документарной проверки контролирующая организация при необходимости направляет в подконтрольную организацию посредством электронной почты или факсимильной связи копию распорядительного акта о проведении проверки и запрос о предоставлении необходимых для проведения проверки документов, материалов и информации, с указанием их перечня, сроков и формы представления. Запрос подписывается председателем комиссии (проверяющим).
Подконтрольная организация обязана предоставить контролирующей организации перечисленные в запросе документы, материалы и информацию, если они имеют непосредственное отношение к целям, задачам и предмету проверки.
17. При проведении выездной проверки председатель комиссии по проверке (проверяющий) по прибытии в подконтрольную организацию предъявляет руководителю организации (должностному лицу, исполняющему его обязанности) или уполномоченному им должностному лицу копию распорядительного акта контролирующей организации о проведении проверки, информирует указанное лицо о порядке проведения проверки; председатель комиссии по проверке представляет указанному лицу членов комиссии по проверке.
18. По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах.
В акте проверки указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование подконтрольной организации, в отношении которой проводилась проверка;
реквизиты распорядительного акта контролирующей организации о проведении проверки;
фамилии, имена, отчества и должности проверяющих, проводивших проверку;
фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подконтрольной организации, присутствовавших при проведении проверки;
дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях;
при наличии нарушений - сроки представления отчетов об их устранении либо информация о направлении акта проверки в соответствующую организацию (Национальный совет, Национальное агентство, совет) для подготовки предложений о прекращении полномочий организации в сфере оценки квалификации.
19. Акт проверки подписывается членами комиссии по проверке либо проверяющим. Член комиссии по проверке имеет право на запись особого мнения в акте проверки.
20. При проведении выездной проверки руководителем, иным должностным лицом или уполномоченным представителем подконтрольной организации на обоих экземплярах акта делается запись об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, после чего один экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю подконтрольной организации.
21. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя подконтрольной организации, а также в случае отказа указанных лиц дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, в обоих экземплярах акта делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписями лиц, проводящих проверку. В этом случае один экземпляр акта в течение 5 рабочих дней с момента его составления направляется в адрес подконтрольной организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, находящемуся в контролирующей организации.
В случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, подконтрольная организация вправе предоставить в контролирующую организацию в письменной форме возражения в отношении акта проверки и приложить к таким возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений, либо в указанный в акте срок передать их в контролирующую организацию. Поступившие от подконтрольной организации возражения к акту проверки приобщаются к материалам проверки
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В июле 2016 г. Президент РФ подписал Закон о независимой оценке квалификации. Он регулирует вопросы подтверждения соответствия квалификации работника (претендента) профстандарту либо требованиям к ней.
Планируется урегулировать вопросы проведения мониторинга и контроля в сфере независимой оценки. Этим будет заниматься уполномоченный орган исполнительной власти с участием Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям, центров оценки квалификации.
В рамках мониторинга предложено использовать данные реестра сведений о проведении независимой оценки.
Проверки предполагается проводить в плановом и внеплановом режиме.
Общий срок проведения проверки не может превышать 10 рабочих дней.