Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 26 января 2009 г. N КА-А40/13232-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2009 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.08, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.08, отказано в удовлетворении требования ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" о признании незаконным бездействия Межрегиональной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, выразившегося в непринятии решения по камеральной налоговой проверке уточненной налоговой декларации по НДС за ноябрь 2004 года, представленной 13.12.2007.
Применив ст.ст. 88, 100, 101, 173, 176 Налогового кодекса Российской Федерации, суды указали, что обязанность по проведению камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации возникает у налогового органа только в случае, если сумма налога заявлена к возмещению из бюджета, в остальных случаях налоговый орган вправе, но не обязан проводить камеральную проверку такой декларации.
В кассационной жалобе Общество просит об отмене судебных актов, ссылаясь на то, что они вынесены с нарушением норм материального и процессуального права.
Выслушав представителя Общества, поддержавшего доводы жалобы, представителя Инспекции, возражавшего против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция находит судебные акты подлежащими отмене.
Ст. 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Судом установлено, что 13.12.2007 Общество представило в Инспекцию четвертую уточненную налоговую декларацию по НДС за ноябрь 2004 года.
Статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основании налоговой декларации, документов, представленных налогоплательщиком, и иных документов о деятельности налогоплательщика в течение 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к ней.
В соответствии со ст.ст. 81, 101 Налогового кодекса Российской Федерации уточненная налоговая декларация является самостоятельным объектом налоговой проверки.
Поскольку налоговый орган обязан провести камеральную проверку налоговой декларации, вывод судов о том, что такая обязанность возникает у Инспекции только в случае, если сумма налога в декларации заявлена к возмещению из бюджета, противоречит закону.
Статьи 80, 81, 88 Налогового кодекса Российской Федерации не ставят необходимость проведения камеральной проверки в зависимость от показателей декларации.
Заявление в налоговой декларации суммы налога к уплате не освобождает налоговый орган от проведения мероприятий налогового контроля.
Вывод судов о том, что начисленные суммы по камеральной проверке отражаются в карточке расчетов с бюджетом и никак не связаны с ранее проведенными суммами НДС по уточненным декларациям, является ошибочным, поскольку названная карточка является внутренним документом Инспекции.
Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", установленные приказом ФНС России от 16.03.07 N ММ-3-10/138а, не являются законодательством о налогах и сборах, либо нормативно-правовым актом по вопросам налогов и сборов, поэтому не влияют на обязанность по уплате налогов и сборов налогоплательщика.
Учитывая, что каждая налоговая декларация является самостоятельным объектом налоговой проверки, вывод судов о том, что налогоплательщик фактически оспаривает законность начисления НДС по камеральной проверке уточненной налоговой декларации N 2 по решению Инспекции от 19.04.06 N 11/52/498, является неверным.
Налогоплательщику предоставлено право выбора способа защиты своих интересов.
В данном случае он обратился с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения по уточненной налоговой декларации, и суд обязан был рассмотреть это требование по правилам ст. 200 АПК РФ.
Кроме того, суду необходимо учесть, что спорный налоговый период истек 30 ноября 2004 г.
Разрешая спор, суду следует установить обстоятельства, имеющие значение для дела, дать оценку представленным сторонами доказательствам, в том числе, выяснить у заявителя каким образом могут быть защищены его права, если им пропущен установленный ст. 176 НК РФ трехлетний срок для получения возмещения налога из бюджета.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.08.08 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.10.08 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ст. 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
...
Статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что камеральная налоговая проверка проводится налоговым органом на основании налоговой декларации, документов, представленных налогоплательщиком, и иных документов о деятельности налогоплательщика в течение 3-х месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к ней.
В соответствии со ст.ст. 81, 101 Налогового кодекса Российской Федерации уточненная налоговая декларация является самостоятельным объектом налоговой проверки.
...
Статьи 80, 81, 88 Налогового кодекса Российской Федерации не ставят необходимость проведения камеральной проверки в зависимость от показателей декларации."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 января 2009 г. N КА-А40/13232-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании