Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 января 2009 г. N КА-А40/13256-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2009 г.
ОАО "Ангарская нефтехимическая компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительными Решения N 52/1699 от 05.09.2007 г. "О привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения" и Требования N 546 об уплате налога, пени, штрафа по состоянию на 20.03.2008 г., вынесенных МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1, и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2008 г., оставленным без изменения Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.08 г., заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст.ст. 284 и 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налоговой инспекции, в которой ставится вопрос об их отмене и принятии нового судебного акта об отказе обществу в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает на принятие судебных актов с нарушением норм материального и процессуального права.
Жалоба рассматривается в порядке ст. 156 и ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителя заявителя, заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
В отзыве на кассационную жалобу Общество ссылается на то, что принятые по делу судебные акты являются законными, и просит кассационную жалобу налогового органа оставить без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и соблюдения процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителя налогового органа, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу и обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, по результатам проведения камеральной проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2007 г. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 05.09.2007 г. принято Решение N 52/1966, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 54.000 руб.. Также заявителю предложено уплатить недоимку по налогу в размере 270.000 руб. и начисленные пени в размере 9.874 руб.
Основанием для вынесения такого решения послужил отказ налогового органа в принятии налогового вычета в размере 270.000 руб. по счету-фактуре N 884 от 28.09.2005 г., поскольку указанные в нем номера платежных документов не соответствуют номерам представленных платежных поручений, что является нарушением п. 5 ст. 169 НК РФ.
Требованием N 546 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 20.03.2008 г. Обществу предложено уплатить указанные в решении суммы.
Признавая недействительными решение и выставленное на его основании требование, суды исходили из подтверждения Обществом права на налоговый вычет в соответствии со ст. 169, 171 и 172 НК РФ надлежащими документами.
Суд кассационной инстанции полагает выводы судов соответствующими установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
При рассмотрении дела суды установили, что на основании договора поставки от 07.05.2005 г. N 236-05 заявитель приобретал товары у ООО "ТехИмСнаб".
Применив п.п.1, 2 и 8 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ, суды пришли к правильному выводу о подтверждении заявителем права на налоговый вычет в размере 270.000 руб. документами, представленными в налоговую инспекцию и материалы дела, - договором, приложением, дополнительным соглашением и спецификацией к нему, счетом-фактурой N 884 от 28.09.2005 г., актами о приемке-передаче групп объектов основных средств, счетами, платежными поручениями, товарной накладной, транспортной железнодорожной накладной, - которые оформлены в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п.п. 12, 13 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н.
Налоговая инспекция на неправильность оформления представленных документов (за исключением счета-фактуры), определения суммы налога, предъявленной к вычету, а также на недостоверность или противоречивость содержащихся в них сведений в судебных инстанциях и кассационной жалобе не ссылается, доказательств этому не представляет.
Выводы судов согласуются с правовой позиций Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 1 Постановления Пленума от 12.10.2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", в соответствии с которой представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащих образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
Доводы жалобы о нарушении установленного ст. 169 НК РФ порядка оформления счета-фактуры в связи с представлением платежных поручений с неверными реквизитами и, как следствие, не подтверждение факта оплаты товара отклоняются судом кассационной инстанции по следующим основаниям:
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6-8 ст. 171 Кодекса.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
При этом вычеты сумм налога, указанных в п. 8 ст. 171 Кодекса, производятся с даты отгрузки соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п. 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, не подтверждение оплаты приобретенного товара не может являться самостоятельным условием для отказа в принятии налогового вычета.
Кроме того, как правильно указано судами, безналичные расчеты на территории Российской Федерации регулируются Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. N 2-П "О безналичных расчетов", в котором указано, что в случае если номер платежного поручения состоит более чем из трех цифр, платежные поручения при осуществлении платежей через расчетную сеть Банка России идентифицируются по трем последним разрядам номера.
В связи с чем указание продавцом в выставленном счете-фактуре номеров платежных поручений N 280 от 28.07.2005 г. и N 917 от 19.08.2005 г., представляющих собой три последние цифры номеров представленных Обществом платежных поручений N 005280 от 28.07.2005 г. и N 005917 от 19.08.2005 г. не может рассматриваться как нарушение положений ст. 169 НК РФ.
Также судом кассационной инстанции принимается во внимание, что данный счет-фактура позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество (объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму налога.
Других претензий к порядку оформления счета-фактуры и содержащимся в нем сведениям у налогового органа не имеется ни при рассмотрении дела, ни в кассационной жалобе.
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.02.2005 г. N 93-О разъяснил, что положения ст. 169 Налогового кодекса РФ не запрещают принимать к вычету суммы НДС, исчисление и оформление которых соответствует требованиям, необходимым для налогового контроля.
Также при рассмотрении дела суды сослались на объяснения заявителя о наличии у него значительной переплаты по налогу на добавленную стоимость, не опровергнутые налоговой инспекцией.
Кассационная жалоба налогового органа также не содержит доводов, опровергающих данные обстоятельства.
При наличии у налогоплательщика переплаты по спорному налогу в размере, превышающем сумму доначисленного налога, основания для начисления пени в соответствии со ст. 75 НК РФ и привлечения его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ у налогового органа отсутствовали.
Данные выводы судов согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 42 Постановления Пленума от 28.02.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса РФ".
Судами при рассмотрении спора правильно в соответствии с положениями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов сторон, и сделан правильный вывод по делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются позицией налогового органа по данному спору, приводились им при рассмотрении дела в судебных инстанциях и получили надлежащую правовую оценку в оспариваемых судебных актах.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены принятых по делу обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судами не допущено.
Довод кассационной жалобы о необоснованной ссылке суда апелляционной инстанции на Письмо Министерства финансов РФ N 03-07-09/15 от 06.08.2007 г. принимается судом кассационной инстанции как обоснованный, поскольку указанное письмо разъясняет иную правовую ситуацию.
Однако, данная ссылка не привела к принятию неправильного судебного акта.
В соответствии со ст. 288 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт лишь в случае, когда он содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом, и имеющимся в деле доказательствам, а также, если он принят с нарушением или неправильным применением норм материального и процессуального права.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12 августа 2008 г. и Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2008 г. по делу N А40-27073/08-151-75 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой.
При этом счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п.п. 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, не подтверждение оплаты приобретенного товара не может являться самостоятельным условием для отказа в принятии налогового вычета.
Кроме того, как правильно указано судами, безналичные расчеты на территории Российской Федерации регулируются Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. N 2-П "О безналичных расчетов", в котором указано, что в случае если номер платежного поручения состоит более чем из трех цифр, платежные поручения при осуществлении платежей через расчетную сеть Банка России идентифицируются по трем последним разрядам номера.
В связи с чем указание продавцом в выставленном счете-фактуре номеров платежных поручений N 280 от 28.07.2005 г. и N 917 от 19.08.2005 г., представляющих собой три последние цифры номеров представленных Обществом платежных поручений N 005280 от 28.07.2005 г. и N 005917 от 19.08.2005 г. не может рассматриваться как нарушение положений ст. 169 НК РФ.
...
Конституционный Суд РФ в своем Определении от 15.02.2005 г. N 93-О разъяснил, что положения ст. 169 Налогового кодекса РФ не запрещают принимать к вычету суммы НДС, исчисление и оформление которых соответствует требованиям, необходимым для налогового контроля.
...
При наличии у налогоплательщика переплаты по спорному налогу в размере, превышающем сумму доначисленного налога, основания для начисления пени в соответствии со ст. 75 НК РФ и привлечения его к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ у налогового органа отсутствовали.
Данные выводы судов согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в п. 42 Постановления Пленума от 28.02.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового Кодекса РФ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 января 2009 г. N КА-А40/13256-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании