Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению Российский фонд технологического развития" в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или) импортозамещения, утвержденные Постановлением правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1388"
(подготовлен Минпромторгом России 25.08.2016 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий федеральному государственному автономному учреждению "Российский фонд технологического развития" в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или) импортозамещения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1388" (далее - проект постановления) направлен на достижение основной цели создания ФГАУ "Российский фонд технологического развития" (далее - Фонд, РФТР): содействие реализации промышленной политики Российской Федерации и стимулирование промышленной и научно-технической деятельности в РФ.
Достижение данной цели будет осуществляться путем софинансирования разработки опытно-конструкторский и технологической документации (РКД), необходимой для производства промышленной продукции, аналоги которой в России не производятся, через инвестиционное товарищество, создаваемое Фондом совместно с предприятиями нефтегазового комплекса (взносы нефтегазовых компаний будут не менее 100% взноса Фонда) - "Центр инженерных разработок для нефтегазового комплекса" (ЦИР).
Инвестиционное товарищество не является юридическим лицом, и его участниками (товарищами) будут являться:
1) Фонд (вносит имущественный взнос 300 млн. рублей)
2) ООО "Центр инженерных разработок" - 100% дочерняя компания Фонда - управляющий товарищ (вносит взнос услугами),
3) нефтегазовые компании (первоначальный взнос - 20 млн. рублей на обеспечение функционирования ЦИР, а также для разработки РКД - либо дополнительными взносами, либо оплатой по договорам на разработку РКД частями сумму 500 млн. рублей)
В отношениях со всеми третьими лицами (инжиниринговыми центрами, заводами-производителями) от имени ЦИР будет действовать ООО "ЦИР" - управляющий товарищ. Он ведет обособленный учет всего имущества ЦИР (обособленный баланс), отдельно платит с него все налоги, ведет базу данных РКД.
Контроль со стороны Фонда за расходованием имущественного взноса будет обеспечен путем осуществления управления инвестиционным товариществом через свою дочернюю компанию - ООО "ЦИР".
ЦИР будет действовать на основании заключенного между всеми товарищами договора инвестиционного товарищества (договор подлежит нотариальному удостоверению).
Именно договор регламентирует все основные вопросы, связанные с внесением взносов товарищами, осуществлением деятельности по финансированию разработки РКД и т.д.
В договоре будет предусмотрено утверждение управляющим товарищем по согласованию с остальными товарищами различных политик и иных документов, регламентирующих общие правила осуществления тех или иных действий от имени ЦИР (в том числе порядок учета первого финансирования разработки РКД, установления "квот" на услуги ЦИР в связи с первым финансированием и т.д.).
К договору могут впоследствии присоединяться новые товарищи (в договоре может быть предусмотрены условия такого присоединения и невозможность отказа в присоединении при удовлетворении компанией данным условиям).
Разработка РКД будет осуществляться инжиниринговыми центрами методом обратного инжиниринга передовых зарубежных аналогов на основании заявок нефтегазовых компаний по договорам на выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР), заключаемым ООО "ЦИР" от имени ЦИР. Такой механизм позволит ЦИР стать обладателем прав на разработанную РКД и в дальнейшем передавать права на РКД как нефтегазовым компаниям, так и российским промышленным предприятиям - производителям продукции (технически РКД будет учитываться на балансе ООО "ЦИР", но в рамках отдельного баланса).
Отбор инжиниринговых центров - разработчиков РКД будет осуществляться на основании прозрачных критериев и процедур, утвержденных управляющим товарищем ООО "ЦИР" и согласованных другими товарищами. К разработке РКД будут привлечены инжиниринговые центры, созданные при поддержке Минпромторга России: инжиниринговый центр МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым, Государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, инжиниринговый центр Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, инжиниринговый центр Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, и другие.
За счет средств имущественного взноса РФТР будут софинансироваться от 30% до 50% стоимости ОКР по созданию РКД, остальные средства на оплату ОКР будут предоставлены той нефтегазовой компанией, которая подала заявку на разработку соответствующей РКД (в форме дополнительного имущественного взноса в товарищество, либо путем участия в качестве второго заказчика в договоре на выполнение ОКР).
Производство продукции на основе разработанной РКД будет осуществляться российскими заводами, отобранными в рамках закупочных процедур нефтегазовыми компаниями - заказчиками РКД.
При проведении закупочных процедуры будет предусмотрена обязанность победителя осуществить производство детали по разработанному РКД.
Выход ЦИР на самоокупаемость будет достигнут за счет выполнения заказов методом обратного инжиниринга для нефтегазовых компаний и иных отраслей российской промышленности, а также - за счет получения лицензионных вознаграждений за использование для производства продукции ранее разработанных РКД, имеющихся в базе ЦИР.
Объем заказов будет обеспечен высокой отраслевой потребностью. По данным ПАО "Газпром нефть", ПАО АНК "Башнефть", АО "Зарубежнефть" ежегодная потребность в запасных частях нефтегазовой отрасли Российской Федерации составляет около 400 тыс. наименований.
Создание ЦИР позволит, во-первых, консолидировать спрос на импортозамещаемую продукцию в области нефтегазового машиностроения, во-вторых, обеспечить разработку рабочей конструкторской документации к данной продукции, в-третьих, сделать возможным производство в России импортозамещающей продукции по более чем 400 тыс. номенклатурным позициям для нефтегазового сектора ранее в России не выпускавшейся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.