Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" вносит изменение в пункт 1 статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" дополняя данную статью подпунктом 7, позволяющим освободить от вывозных таможенных пошлин топливо, масла и смазочные материалы, вывозимые из Российской Федерации для обеспечения деятельности судов и буровых установок, используемых в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации или в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря для геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также судов снабжения и аварийно-спасательных судов, используемых для обеспечения указанных работ и видов деятельности в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе Российской Федерации.
К настоящему моменту на шельфе арктических и дальневосточных морей выявлено более 450 локальных объектов, открыто 32 месторождения.
Природные ресурсы континентального шельфа в Арктике и на Дальнем Востоке являются стратегическим резервом общенационального значения, поэтому освоение новых месторождений на шельфе непосредственно влияет на поддержание конкурентного преимущества и сохранение ведущей позиции России на мировых рынках углеводородов, а также на наращивание экономического потенциала страны в целом.
Основные нефтеносные районы континентального шельфа находятся на значительном удалении от существующих объектов береговой инфраструктуры (порты и аэродромы) и характеризуются крайне сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями, в том числе наличием дрейфующего ледового покрова, а также другими факторами, определяющими необходимость организации постоянного дежурства в месте проведения работ судов обеспечения и аварийно-спасательных судов, в целях предупреждения рисков техногенной и экологической катастроф, минимизации возможных разливов нефти. Кроме того, основные нефтеносные районы континентального шельфа расположены, в большинстве случаев, в исключительной экономической зоне страны за пределами территориального моря России.
Действующие положения законодательства Российской Федерации не в полной мере учитывают данную специфику добычи углеводородов в новых перспективных регионах.
Бункерное топливо, масла и смазочные материалы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации облагаются вывозными таможенными пошлинами, так как не предназначены непосредственно для создания или эксплуатации искусственных островов, установок и сооружений.
При этом товары Таможенного союза, перемещаемые между территорией Российской Федерации и территориями искусственных островов, установок, сооружений, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, не подлежат таможенному декларированию и перемещаются без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений (статья 322 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Кроме того, иностранные товары, вывозимые с таможенной территории Таможенного союза и (или) ввозимые на находящиеся за пределами территории государства - члена Таможенного союза - искусственный остров, установку, сооружение или иные объекты, в отношении которых данное государство - член Таможенного союза - обладает исключительной юрисдикцией, и предназначенные для строительства (создания, сооружения) указанных объектов, а также для обеспечения функционирования (эксплуатации, использования) этих объектов и жизнедеятельности на соответствующих территориях, помещаются под специальную таможенную процедуру без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения запретов и ограничений.
Таким образом, действующим законодательством остается не урегулированным только вопрос с бункеровкой судов, буровых установок (судов), привлекаемых для выполнения указанных ниже работ, когда таможенная территория Таможенного союза в связи с созданием искусственных островов, установок, сооружений (далее - ИОУС) не образуется, а также бункеровкой аварийно-спасательных судов и судов снабжения находящихся на дежурстве у ИОУС на которых образована таможенная территория Таможенного союза:
работ по геологическому изучению участков континентального шельфа;
логистических операций, связанных с подготовкой к разработке месторождений;
работ по обеспечению безопасности деятельности ИОУС и персонала в сложных климатических условиях;
логистических операций по транспортировке персонала, а также грузов и материалов, необходимых для функционирования ИОУС;
работ по проведению ледового менеджмента и ледокольного сопровождения судов;
работ, связанных с бурением, осуществляемым с буровых установок без образования таможенной территории Таможенного союза, которые в силу особенностей раскрепления не могут быть признаны ИОУС.
На практике более 30% объема затрат при бурении одной морской геологической скважины приходится на вспомогательные суда, суда обеспечения, аварийно-спасательные суда, включая затраты на топливо и ГСМ. В связи с этим указанная проблема снижает эффективность работ по геологическому изучению недр и добыче углеводородного сырья на шельфе Российской Федерации.
При разработке данного законопроекта было проанализировано положение дел в сфере бункеровки круизных судов, рыболовецких судов в портах Российской Федерации. Проанализированы комментарии государственных контрольных органов по данному направлению.
Одна из главных проблем, на которую государственные контрольные органы неоднократно обращали внимание - это отсутствие механизма подтверждения целевого использования освобождаемых от вывозных таможенных пошлин товаров.
Государственные контрольные органы указывают, что одной из причин сложившейся ситуации явилось отсутствие должного нормативно-правового регулирования.
Принимая во внимание сложность процесса администрирования, и в целях исключения использования недобросовестными участниками ВЭД положений данного законопроекта в лже-экспортных операциях, в законопроект были внесены дополнительные положения, а именно:
"_..при условии представления при таможенном декларировании обязательства о целевом использовании вывозимых товаров".
В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" Правительством Российской Федерации определена возможность определения порядка предоставления тарифных льгот, установленных данным Законом, что будет урегулировано путем издания соответствующего Постановления, разработка которого относится к компетенции органа исполнительной власти уполномоченного в области таможенного дела.
Таким образом, издание Правительством Российской Федерации соответствующего постановления после принятия законопроекта позволит полностью исключить претензии государственных контрольных органов.
Кроме того, в соответствии с пп.1 п.1 ст.35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" от уплаты таможенных пошлин освобождаются предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство.
При этом никакого порядка по администрированию данной льготы у рыболовецких компаний нет, оформление бункерного топлива происходит в общем порядке в таможенной процедуре "Экспорт" с условным начислением таможенных пошлин.
Предлагаемый в законопроекте механизм значительно усиливает прозрачность администрирования и призван обеспечить единый подход к налогообложению товаров, вывозимых для обеспечения выполнения работ по геологическому изучению недр и добыче углеводородов на континентальном шельфе, обеспечить неухудшение условий налогообложения компаний, осуществляющих данные работы, а также минимизировать возникновение экологических и техногенных рисков.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.