Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"
(подготовлен Минобороны России 31.08.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 16-П (далее - Постановление N 16-П).
Постановлением N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-I) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей.
В целях устранения указанного несоответствия федеральному законодателю поручено внести в правовое регулирование пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца необходимые изменения, гарантирующие родителям двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), повышенный размер соответствующего пенсионного обеспечения.
Законом N 4468-I определено, что лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7 этого Закона.
При этом случаи, предусмотренные частями второй и третьей статьи 7 Закона N 4468-I, при наступлении которых отдельным категориям граждан - родителям и супругам лиц, умерших (погибших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) - предоставляется право на одновременное получение двух пенсий, не предполагают одновременное получение родителями и супругами указанных лиц двух и более пенсий по случаю потери кормильца.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 16-П отметил, что повышение размера пенсионного обеспечения в отношении отдельных категорий пенсионеров (при наличии обстоятельств, требующих более высокого уровня их материального обеспечения) возможно путем начисления надбавок к установленной им пенсии (в том числе надбавок, начисляемых к пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 38 Закона N 4468-I).
Законопроектом предусматривается внесение в статьи 7 и 38 Закона N 4468-I изменений, в соответствии с которыми лицам, потерявшим вследствие военной травмы двух и более кормильцев (супруга и (или) детей), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 Закона N 4468-I, устанавливается только в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по их выбору, а в связи со смертью (гибелью) каждого другого кормильца к указанной пенсии начисляется надбавка в размере 200 процентов расчетного размера пенсии указанного в части первой статьи 46 Закона N 4468-I.
Предусмотренные законопроектом изменения учитывают позицию Конституционного Суда Российской Федерации и направлены на устранение несоответствия взаимосвязанных положений частей первой и третьей статьи 7 Закона N 4468-I Конституции Российской Федерации.
Учитывая незначительное количество лиц, потерявших вследствие военной травмы двух и более кормильцев (10 человек) и объем средств федерального бюджета, необходимый для выплаты им надбавки к пенсии по случаю потери кормильца (1,2 млн. рублей в год для всех федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба), реализацию законопроекта предусматривается осуществить в пределах бюджетных ассигнований, выделенных федеральным органам исполнительной власти на пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и их семей.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.