Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Роскосмосом 22.09.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разрабатывается Роскосмосом в инициативном порядке в форме федерального закона.
Законопроект подготовлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности" (далее - Закон), федеральными законами от 13 июля 2015 г. N 215-ФЗ "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее- ФЗ о Корпорации), от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Предмет законодательного регулирования законопроекта составляют затрагиваемые в связи с осуществлением космической деятельности:
объекты космической инфраструктуры и организации, осуществляющие их использование (эксплуатацию);
полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного с Российской Федерацией ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно;
вопросы местного значения городского, сельского поселений, муниципального района, городского округа;
земельные отношения на землях для обеспечения космической деятельности.
Законопроектом предусмотрено включить в космическую инфраструктуру Российской Федерации "обеспечивающие зоны (временно опасные для плавания районы), включая зоны трасс полета космических объектов, районы падения отделяющихся частей космических объектов и полигоны посадки космических объектов" взамен определенных в пункте 1 статьи 18 Закона "районов падения отделяющихся частей космических объектов" (далее - районы падения) и "полигонов посадки космических объектов" (далее - полигоны посадки). При этом соответствующие изменения вносятся в пункты 2 и 3 статьи 92 Земельного кодекса Российской Федерации.
В этой связи в пункте 2 статьи 18 Закона термин "эксплуатация" объектов космической инфраструктуры уточняется на термин "использование (эксплуатация)" указанных объектов.
Реализация космических программ подразумевает их всестороннее обеспечение, а именно:
проведение ремонтно-профилактических и ремонтно-восстановительных работ на объектах космической инфраструктуры; оказание услуг по оповещению и эвакуации людей из районов падения и полигонов посадки;
проведение экологического мониторинга и соответствующего обследования объектов космической инфраструктуры, утилизации частей космических объектов (космической техники) после их использования по назначению;
проведение экономической защиты путем страхования рисков, связанных с космической деятельностью;
закупка и поставка компонентов ракетного топлива, горюче-смазочных материалов, сжатых газов, специальных жидкостей, технических материальных средств и расходных материалов;
иные работы, непосредственно и неразрывно связанные с космическими программами.
Опыт выполнения указанных работ (предоставления услуг) показывает, что они могут осуществляться учреждениями, созданными в организационно-правовой форме федерального автономного учреждения, которое создается Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответствующего органа исполнительной власти и которому формируется государственное задание в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. При этом федеральное автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания.
Уточнение норм Закона в части реализации прав на объекты космической инфраструктуры, являющиеся федеральной собственностью, предусматривает возможность создания государственных организаций, осуществляющих их использование (эксплуатацию), в организационно-правовой форме федеральных автономных учреждений.
Законопроект предусматривает расширение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного с Российской Федерацией ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, в связи с обеспечением безопасности космической деятельности путем определения полномочий по вопросам:
участия в предупреждении и ликвидации на территории субъекта Российской Федерации последствий происшествий, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности;
участия в организации и осуществлении на территории субъекта Российской Федерации мероприятий и деятельности, направленных на обеспечение безопасности космической деятельности.
Указанные полномочия уточняют участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в космической деятельности, определенное нормами статей 22 - 24 Закона и пункта 45 статьи 7 ФЗ о Корпорации.
Вопросы местного значения городского, сельского поселений, муниципального района и городского округа также расширяются в части возможности участия в границах соответствующих административных образований в предупреждении и ликвидации последствий происшествий, включая аварии и катастрофы, при осуществлении космической деятельности.
В связи с вышеуказанными изменениями подлежат юридико-техническому в рамках сложившихся правоотношений уточнению и нормы, определяющие земельные отношения на землях для обеспечения космической деятельности.
Таким образом, основной идеей законопроекта является устранение имеющихся в законодательстве Российской Федерации пробелов и противоречий по вопросам осуществления использования (эксплуатации) объектов космической инфраструктуры и космических объектов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Решения, предлагаемые в законопроекте, не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект разработан без привлечения дополнительных средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.