Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
(N 28420-СШ/Д26и от 20.09.2016 г.)
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкомсвязью России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта разработан в целях устранения ряда недостатков действующих мер по ограничению доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сайтов, имеющих сходное наименование и (или) отображение (сайтов "зеркал").
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком не соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 26 апреля по 17 мая 2016 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 19 мая по 21 июля 2016 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru, ID проекта - 02/04/04-16/00048370.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта с 31 августа по 2 сентября 2016 г. По результатам их проведения были получены замечания ПАО "Ростелеком" и АО "СМАРТС".
Концептуально поддерживая необходимость решения проблемы, обозначенной разработчиком, Минэкономразвития России вместе с тем отмечает следующее.
1. По результатам публичного обсуждения проекта акта и уведомления о его разработке поступило порядка 170 замечаний, из которых разработчиком учтено два. Вместе с тем проект акта вызвал широкий общественный резонанс. Значительное количество респондентов отметили, что вопросы нивелирования воздействия предлагаемого регулирования, в том числе обходы блокировки производного сайта в сети "Интернет" возможно решить посредством использования набора общедоступных технических и программных средств, а с учетом экстерриториального характера сети "Интернет" принятие проекта акта может привести только к усилению изоляции российского сегмента отрасли.
Также отмечалась необходимость проведения реформы авторского права, в соответствии с современными реалиями и технологиями.
При этом разработчиком не проанализирована предполагаемая эффективность предлагаемых мер регулирования, соотношение выгод и издержек, а в сводном отчете не заполнены разделы 7-9 и 9-15, по данным из которых можно было бы провести соответствующие расчеты.
Кроме того, некорректно заполнены разделы 1 и 3 сводного отчета, например цели регулирования полностью идентичны предлагаемому способу регулирования, что мало соотносится с заявленной разработчиком проблемой.
Необходимо отметить, что вышеизложенное является нарушением процедуры оценки регулирующего воздействия и основанием для возврата проекта акта на доработку согласно Правилам.
Вводимое проектом акта регулирование сопряжено с необходимостью привлечения дополнительных трудовых ресурсов государственных органов, вовлеченных в процедуру реализации задачи, поставленной проектом акта, что неизбежно повлечет за собой потребность в выделении дополнительных средств из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Прогноз объемов такой нагрузки и средств в представленных материалах не оценены.
2. Исходя из положений пункта 2 статьи 1 проекта акта оператор поисковой системы, распространяющий в сети "Интернет" рекламу, которая направлена на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, по заявлению правообладателя обязан в течение 3 суток с момента его получения прекратить выдачу сведений о сайте в сети "Интернет", позволяющем получить доступ к информации об объектах авторских и (или) смежных прав, распространяемых в сети "Интернет", доступ к которым ограничен.
Вместе с тем необходимость исключения операторами поисковых систем выдачи из результатов поиска сайтов, доступ к которым ограничен на основании судебных решений, остается неочевидной.
Если пользователь сети "Интернет" получит ссылки на подобные сайты по результатам поиска, он не сможет перейти на эти сайты по причине того, что доступ к ним уже ограничен операторами связи в результате вышеупомянутых судебных решений.
Одновременно предлагаемое регулирование может привести к необоснованным издержкам хозяйствующих субъектов, владеющих поисковыми службами, а также возлагает на них несвойственные обязанности.
Кроме того, из текста проекта акта и пояснительных материалов остается не ясным, почему положением проекта акта, которым дополняется статья 10.3 ГПК РФ, обязанности по прекращению выдачи сведений о сайте в сети "Интернет" относятся исключительно к операторам поисковой системы, распространяющим в сети "Интернет" рекламу.
Дополнительно отмечаем, что ввиду отсутствия необходимых межгосударственных соглашений, указанное регулирование не затронет операторов поисковых систем, не являющихся резидентами Российской Федерации. Таким образом, цели предлагаемого регулирования достигнуты не будут, при этом возникает риск возложения на отечественных операторов поисковых систем излишних административных обязанностей и ограничений относительно нерезидентов.
3. Частью первой статьи 1 проекта акта устанавливается определение термина "производный сайт в сети "Интернет", согласно которому таковым является сайт, имеющий сходное наименование и (или) отображение сети "Интернет", созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации исходного сайта в сети "Интернет", их автоматической синхронизации, перевода такой информации с одного языка на другой язык и (или) предоставляющий пользователям возможности доступа к услугам и информации, предоставляемым на исходном сайте, посредством автоматического перенаправления пользователя на исходный сайт и (или) другой производный сайт, и (или) полного либо частичного включения содержимого исходного сайта в состав отображаемой на производном сайте информации.
Вышеизложенная формулировка носит недостаточно определенный характер. Так, остается не ясным, какое наименование и (или) отображение сайта может быть признано в полной мере сходным, а также каков объем информации является достаточным, чтобы сайт мог быть отнесен к числу частично копирующих или включающих содержимого исходного сайта в состав отображаемой информации.
Кроме того, разработчиком в предлагаемом регулировании рассматривается сайт в целом, а не его отдельные сегменты. В то же время, производный сайт может одновременно в неправомерном порядке частично копировать информацию другого сайта и в остальном содержать незапрещенную, недублированную информацию. Однако исходя из буквального прочтения устанавливаемых проектом акта норм, доступ к сайту должен быть ограничен в целом, что может в результате затронуть права третьих лиц.
В этой связи считаем необходимым доработать проект акта в целях исключения указанных проблем.
4. В проектируемой части пятой статьи 122.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусматривается, что при подаче заявления о вынесении судебного приказа, выдаваемого на основании решения Московского городского суда о постоянном ограничении доступа к сайту в сети "Интернет", заявитель представляет в суд заключение о признании сайтов в сети "Интернет" производными от сайта в сети "Интернет", доступ к которому ограничен на основании решения Московского городского суда. Методика определения производного сайта в сети "Интернет" и требования к заключению утверждаются Минкомсвязью России.
Вместе с тем остается не ясным, что понимается под "требованиями к заключению". Орган, уполномоченный на выдачу такового заключения, в проекте акта также не определен.
Дополнительно обращаем внимание разработчика на то, что процедура верификации производного сайта в сети "Интернет" является ключевым элементом, определяющим практическую применимость предлагаемых правовых норм. Соответственно, все критерии отнесения сайтов к производным должны быть закреплены в проекте акта.
5. Согласно части шестой проектируемой статьи 122.1 ГПК РФ копии судебного приказа направляются заявителю, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи по системе взаимодействия, и иным заинтересованным лицам не позднее следующего дня после дня вынесения определения.
При этом положениями проекта акта не раскрывается, о каком определении идет речь, что требует соответствующей доработки.
6. Частями седьмой и восьмой статьи 2 проекта акта предлагается новая редакция статьи 128 ГПК РФ, согласно которой судья высылает копию судебного приказа должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения, если иное не установлено настоящей статьей.
Под иным в указанном случае понимается проектируемая часть вторая статьи 128 ГПК РФ, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, извещает по электронному адресу в сети "Интернет" должника о судебном приказе, выданном на основании решения Московского городского суда о постоянном ограничении доступа к сайту в сети "Интернет".
Таким образом, фактически должник лишается права в течение 10 дней со дня получения приказа представить возражения относительно его исполнения. Соответственно, ограничение доступа на основании судебного приказа производится ранее 10 дней со дня получения должником приказа, что необоснованно ограничивает права должника.
При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 129 ГПК РФ судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный срок поступят возражения относительно его исполнения.
Учитывая, что судебный приказ применяется в целях ускоренного обеспечения исполнения бесспорных требований о взыскании или об истребовании ликвидных активов (денежных сумм, движимого имущества), например алиментов или невыплаченной заработной платы, распространение его действия на правоотношения в данной сфере общественных отношений представляется не достаточно обоснованным и нецелесообразным.
7. Отмечаем, что в соответствии с пунктом 8(1) правил проведения оценки регулирующего воздействия, в случае если проекты актов, имеют высокую степень регулирующего воздействия, такие проекты актов должны предусматривать положения об отмене соразмерных требований в той же области правового регулирования в соответствующей сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в соответствии с утвержденной Министерством экономического развития Российской Федерации методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По результатам оценки регулирующего воздействия проекта акта может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.