Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 26.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) направлен на уточнение порядка формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, в случае если один глава поселения или несколько глав поселений, входящих в состав такого муниципального района, наделены своими полномочиями в результате избрания представительными органами этих поселений из числа кандидатов, представленных соответствующими конкурсными комиссиями по результатам конкурсных процедур.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений.
В феврале 2015 года существующие способы наделения гражданина полномочиями главы муниципального образования дополнены случаем избрания главы муниципального образования представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, данный способ получил широкое распространение (в более чем 31% муниципальных образований) в Российской Федерации.
Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что формирование представительного органа муниципального района в отличном от муниципальных выборов порядке допустимо только в случае делегирования в него лиц, ранее избранных населением на муниципальных выборах - глав соответствующих поселений и депутатов поселенческих представительных органов (Постановление от 18 мая 2011 г. N 9-П).
Таким образом, избрание гражданина главой поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса исходя из конституционно-правового смысла пункта 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, не может считаться адекватным конституционно-правовым способом легитимации его вхождения в состав представительного органа муниципального района как органа народного представительства.
В этой связи Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 2015 г. N 30-П указал, что пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает вхождение в состав представительного органа муниципального района глав поселений, избранных представительными органами поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (абзац пятый пункта 1 резолютивной части Постановления N 30-П).
До перехода поселения к избранию главы поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такое поселение в представительном органе муниципального района представляли минимально два депутата: глава поселения и депутат представительного органа поселения (количество депутатов, избираемых от поселений, определяется в соответствии с нормой представительства поселений).
Исходя из этого Конституционный Суд Российской Федерации в целях обеспечения равного представительства поселений в представительном органе муниципального образования верхнего уровня также указал, что входящие в состав представительного органа муниципального района главы поселений, избранные представительными органами поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений (абзац четвертый пункта 4.4 мотивировочной части Постановления N 30-П).
Основываясь на изложенном, законопроектом в пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ вносится изменение, согласно которому в случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата.
Таким образом, в пункте 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ будет непосредственно реализован конституционно-правовой смысл данного положения, выявленный Конституционном Судом Российской Федерации в Постановлении N 30-П.
Поскольку Постановление N 30-П вступило в силу со дня его провозглашения, действие указанного изменения, вносимого в пункт 1 части 4 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ, предлагается распространить на правоотношения, связанные с формированием представительных органов муниципальных районов из состава представительных органов поселений, входящих в состав этих муниципальных районов, возникшие с 1 декабря 2015 года.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения доходов или уменьшения расходов, установления расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлияет на достижение целей действующих государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению, признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, изменению, приостановлению, признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не потребует принятия изменения, приостановления, признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) не окажет влияния на доходы, не установит расходных обязательств и не потребует осуществления расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование решений, предлагаемых к принятию законопроектом, по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 марта 2015 г. N 42н, прилагается.
Тем самым решения представительных органов поселений об избрании из своего состава депутатов представительных органов муниципальных районов в случае перехода к формированию представительных органов муниципальных районов, в состав которых входили поселения, главы которых были избраны указанным способом, из состава представительных органов поселений, а также в случае замены в представительных органах муниципальных районов таких глав депутатами, избранными представительными органами поселений из своего состава, приобретут законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.