Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О государственном едином статистическом учете данных о преступности"
(подготовлен Минюстом России 27.09.2016 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О государственном едином статистическом учете данных о преступности" (далее - проект указа) разработан во исполнение подпункта "а" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N Пр-600 в целях совершенствования нормативной правовой базы государственного статистического учета данных о преступности и установления единого порядка организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях.
Государственный единый статистический учет данных о преступности, ведение которого осуществляется Генеральной прокуратурой Российской Федерации согласно статье 51 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", предназначен для обеспечения государственных органов Российской Федерации достоверной и полной статистической информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и дознания, а также для повышения эффективности государственного управления в сфере борьбы с преступностью.
Между тем в нормативных правовых актах не определены такие понятия, как "раскрытые преступления" и "раскрываемость преступлений", характеризующие эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
При оценке деятельности подчиненных подразделений правоохранительными органами Российской Федерации систематически используются указанные термины. В числе "раскрытых" из-за различных подходов учитываются преступления, по которым лица, их совершившие, не установлены, а уголовные дела прекращены в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Не исключаются из их числа преступления, уголовные дела о которых возвращены судами для устранения препятствий рассмотрения либо производство по которым приостановлено судом в случае, когда обвиняемый скрылся и место его пребывания неизвестно.
В результате правоохранительные органы Российской Федерации имеют возможность искусственно влиять на оценочные показатели своей деятельности. Только в 2015 году прокурорами выявлено более 1,2 млн нарушений при учете данных о преступности. Свыше 186 тыс. преступлений было сокрыто от учета.
Разработка проекта указа обусловлена необходимостью установления единого подхода в сфере учета данных о преступности, исключения различного толкования понятийного аппарата системы учета преступлений и оценочных показателей результатов работы правоохранительных органов Российской Федерации.
Проектом указа предлагается утвердить Положение о государственном едином статистическом учете данных о преступности, которое нормативно закрепит цель и основные понятия, единые принципы и порядок организации названного учета.
Данным Положением предусмотрено введение единой системы нумерации сообщений о преступлении, уголовных дел или материалов проверки сообщений о преступлениях на всей территории Российской Федерации. Отсутствие в настоящее время единого порядка присвоения номеров уголовным делам затрудняет установление местонахождения уголовного дела в случае передачи его по подследственности из одного субъекта Российской Федерации в другой либо направлении в центральные аппараты правоохранительных органов для производства предварительного расследования в связи с их многочисленной перерегистрацией.
Неотъемлемой частью учета данных о преступности является учет сообщений о преступлениях. Правоприменительная практика показывает, что наибольшее число нарушений прав граждан на доступ к правосудию, а также фактов сокрытия преступлений выявляется при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Однако вопросы этой правоохранительной деятельности не в полной мере охватываются полномочиями Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере государственного статистического учета. Установление единого порядка организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в правоохранительных органах Российской Федерации будет способствовать предупреждению таких нарушений и усилению ответственности должностных лиц за их совершение.
Указанные меры призваны способствовать сокращению искажений данных о преступности, укреплению государственного управления, повышению эффективности деятельности органов прокуратуры и правоохранительных органов Российской Федерации по проведению государственной политики в сфере обеспечения законности и правопорядка, предотвращению сокрытия преступлений от учета.
Реализация проекта указа не потребует увеличения численности сотрудников правоохранительных органов, а также дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Предлагаемые проектом указа изменения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект указа не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.