Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.09.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Козаком Д.Н. 31 августа 2016 г. N 6495п-П9 в целях обеспечения внесения в законодательство Российской Федерации изменений, в том числе предусматривающих создание механизма обоснования инвестиций, выделение в ФАИП отдельного раздела, в котором учитываются бюджетные ассигнования на подготовку обоснования инвестиций, а также введение понятия "технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций".
Законопроектом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" в целях реализации механизма обоснования инвестиций.
Законопроектом в Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ вносятся следующие изменения:
- в статье 1 вводится понятие "обоснование инвестиций";
- вводится новая стать 13.1. в рамках которой:
устанавливается обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов (далее - юридические лица);
дается понятие "технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций", а также устанавливается его предмет;
полномочиями по установлению состава и содержания обоснования инвестиций и порядка организации и проведения технологического и ценового аудита обоснования инвестиций наделяется Правительство Российской Федерации;
полномочиями по проведению технологического и ценового аудита обоснования инвестиций объектов капитального строительства наделяется федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органы власти субъектов Российской Федерации, или подведомственные им государственные (бюджетные или автономные) учреждения;
устанавливается, что обоснование инвестиций, задание на проектирование, результаты технологического и ценового аудита обоснования инвестиций объектов капитального строительства являются обязательными документами при принятии решений об осуществлении государственных капитальных вложений, при принятии решений об осуществлении капитальных вложений юридическими лицами, если капитальные вложения осуществляются без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- в статье 14 вводится уточнение, что проверка инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств федерального бюджета проводится на основе, в том числе, задания на проектирование.
Законопроектом в Градостроительный кодекс Российской Федерации вносятся следующие изменения:
- в статье 1 вводится понятие "задание на проектирование";
- в статье 8.3 дополняется предмет проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства в случаях, когда предусмотрена обязательная подготовка обоснования инвестиций;
- в статье 47 вносится уточнение о возможности выполнения инженерных изысканий для подготовки обоснования инвестиций и задания на проектирование;
- в статье 48 Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по утверждению примерной формы задания на проектирование объектов капитального строительства.
- в статье 49 уточняется предмет проведения государственной экспертизы проектной документации в случаях, когда предусмотрена обязательная подготовка обоснования инвестиций.
Применение предусмотренного Законопроектом механизма обоснования инвестиций позволит снизить стоимость и сократить сроки строительства, повысить конкурентоспособность производства и эффективность использования капитальных вложений, осуществляемых не только за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, но и за счет средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов.
Реализация положений Законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и будет осуществляться государственными органами (органами местного самоуправления) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на осуществление установленных полномочий, и установленной штатной численности указанных органов.
Введение нового механизма обоснования инвестиций, в рамках которого устанавливается обязательность подготовки обоснования инвестиций в отношении объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале которых составляет более 50 процентов, повлечет за собой возникновение расходов федерального бюджета на:
1. Подготовку обоснования инвестиций (ожидаемая стоимость контрактов (договоров) на выполнение работ по подготовке обоснования инвестиций привлекаемыми проектными организациями может составлять не более 20 процентов от стоимости разработки проектной документации, куда входит, в том числе, стоимость проведения инженерных изысканий в объеме, необходимом для подготовки обоснования инвестиций).
В то же время внедрение процедуры подготовки обоснования инвестиций приведет к повышению точности определения предполагаемой (предельной) стоимости объектов капитального строительства и, соответственно, к значительному снижению риска увеличения сметной стоимости строительства в ходе проектирования и строительства, что покроет затраты на подготовку обоснования инвестиций.
Что касается затрат на проведение инженерных изысканий, то затраты на них останутся в прежнем объеме, изменится лишь время их проведения, часть из них будет проводится в рамках подготовки обоснования инвестиций (и войдет в его стоимость), а часть, как и раньше, будет проводится на этапе разработки проектной документации (при этом стоимость их проведения на втором этапе сократится на величину, равную стоимости проведение инженерных изысканий для подготовки обоснования инвестиций).
При этом затраты на разработку обоснования инвестиций будут учитываться в составе главы 12 Сводного сметного расчета стоимости строительства.
2. Проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций (планируется, что затраты на проведение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций будут составлять порядка 0,1 % от суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.).
В то же время, введение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций сопровождается отказом от проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием в отношении объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, порядок проведения которого установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 г. N 382. Стоимость проведения обязательного публичного технологического и ценового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, в соответствии с указанным постановлением Правительства Российской Федерации не превышает 0,58 процента суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий.
Таким образом, учитывая, что затраты на введение нового механизма обоснования инвестиций не превысят затраты федерального бюджета в рамках действующего механизма, то реализация данных мероприятий по совершенствованию механизма принятия решений о направлении инвестиций в объекты капитального строительства не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, и даже, наоборот, приведет к их снижению.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.