Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
(подготовлен Минобрнауки России 30.06.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 1 комплекса мер по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа на 2015 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 января 2015 г. N 72-р.
Законопроектом предлагается внести в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменения, направленные на совершенствование механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - лица из числа детей-сирот), формирование единой и стабильной административной практики в сфере обеспечения жилыми помещениями указанных категорий граждан и повышение государственных гарантий защиты их жилищных прав. Это позволит исключить многочисленные случаи обращения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в суд за защитой своих прав.
В целях установления единого порядка учета детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, и формирования соответствующего регионального списка, законопроектом предполагается внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159) изменения, направленные на уточнение порядка включения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в список на получение жилья (далее - список) и их исключения из списка.
На сегодняшний день список формируется органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно в соответствии с установленным ими порядком. Однако в силу различных причин действующий порядок не в полной мере обеспечивает своевременное включение в список всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение их жильем. В этой связи представляется целесообразным предоставить возможность законным представителям указанных детей самостоятельно подавать заявления о включении детей в список, что будет гарантией последующего предоставления последним жилья. Одновременно на органы опеки и попечительства в рамках их задач и полномочий, установленных Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", возлагается осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в список. В случае неподачи законными представителями соответствующего заявления орган опеки и попечительства обязан принять меры по включению детей в список.
Анализ результатов мониторинга, проведенного Минобрнауки России с целью установления мест и условий проживания 129 935 лиц из числа детей-сирот, имеющих правовые основания для их обеспечения жилыми помещениями и не обеспеченных таковыми в установленном порядке, в субъектах Российской Федерации показал, что по состоянию на 1 ноября 2014 г. местонахождение 10 857 человек из указанного количества граждан неизвестно. На момент обеспечения жилыми помещениями установить местонахождение некоторых лиц, включенных в список, представляется затруднительным, поскольку данные граждане не всегда обращаются в уполномоченные органы за предоставлением им жилья.
В связи с указанными обстоятельствами законопроектом предлагается ввести уточнение, согласно которому жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.
В настоящее время детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот предоставляются жилые помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Законопроектом предусматривается, что по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен, но не ранее чем через три года с момента заключения данного договора.
Такое решение орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сможет принять в случае высокой степени социализации лица, которому предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Предлагаемое изменение позволит принимать решение в индивидуальном порядке с учетом жизненных обстоятельств конкретного гражданина (например, переезд в другой субъект Российской Федерации; распоряжение средствами материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий).
Вместе с тем, следует учитывать, что некоторые категории лиц из числа детей-сирот, могут быть неспособны адаптироваться к социальной среде на протяжении всей их жизни, нередко фиксируются случаи повышенного интереса со стороны лиц с незаконными намерениями к таким гражданам.
В настоящее время в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания данным лицам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок, но не более одного раза. По истечении соответствующего срока жилое помещение исключается из специализированного жилищного фонда и с его нанимателем заключается договор социального найма. В этом случае жилое помещение может быть приватизировано.
Однако практика показывает, что такие меры все же не способны обеспечить сохранность жилья детям-сиротам. Так, в г. Москва подобный порядок тому, который был введен на федеральном уровне с 2013 г., существует уже с 2000 года: лицам из числа детей-сирот жилые помещения предоставлялись по договорам безвозмездного пользования сроком на 5 лет. При этом была возможность пролонгации такого договора. С 2000 по 2005 год было заключено 1965 договоров безвозмездного пользования. По истечении их срока (на второй срок) было заключено 627 договоров и по истечении второго срока на новый срок было заключен 21 договор в связи с тем, что степень адаптации и социализации лиц из числа детей-сирот не позволила органам власти г. Москвы принять решение о возможности самостоятельно таким лицам распоряжаться своим имуществом, а также в целях предотвращения преступных посягательств на такое имущество.
В этой связи законопроектом предлагается предоставить возможность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия по опеке и попечительству, принимать решение о необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения по истечении первого 5-летнего срока неоднократно. При этом принятие такого решения должно основываться на фактических данных, свидетельствующих о необходимости сохранения контроля над лицами указанной категории в целях обеспечения их интересов, в том числе и имущественных.
В соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право требования принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, имеют только наниматель или проживающие с ним члены его семьи, что делает невозможным предъявление иска детьми-сиротами до достижения ими возраста 18-ти лет с целью принудительного обмена жилого помещения занимаемого совместно с родителями, лишенными в отношении них родительских прав. Поэтому законопроектом предлагается установить, что в интересах таких несовершеннолетних иски о принудительном обмене жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, могут предъявлять их законные представители, орган опеки и попечительства и прокурор. Указанные лица, кроме того, смогут требовать принудительного обмена жилых помещений, занимаемых по договору социального гражданами и детьми-сиротами, которые не являются членами семьи этих граждан согласно статьи 69 Кодекса (новые супруги умерших родителей или родителей, лишенных родительских прав, тети, дяди, сводные сестры и братья и т.д.).
В настоящее время без предоставления другого жилого помещения могут быть выселены из жилого помещения граждане, лишенные родительских прав, если совместное проживание этих граждан с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным.
Законопроектом предлагается дополнить часть 2 статьи 91 Кодекса положением, согласно которому требовать выселения в судебном порядке граждан, лишенных родительских прав, из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, без предоставления им другого жилого помещения, могут законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства, прокурор, непосредственно несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, или совершеннолетние граждане, проживающие с родителями, которые были лишены в отношении них родительских прав.
При внесении указанного дополнения учитывались норма статья 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из которой право органов опеки и попечительства обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц должно быть предусмотрено законом, а также нормы части 4 статьи 37 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 56 Семейного кодекса Российской Федерации о праве ребенка, достигшего возраста 14 лет, обращаться в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.
Кроме того, предлагается дополнить часть 2 статьи 91 Кодекса положением о том, что законодательством субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление гражданам, лишенным родительских прав, выселенным из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, за невозможностью проживания с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, другого жилого помещения по договору социального найма.
Законопроектом предлагается внести изменение в часть 6 статьи 100 Кодекса, предусматривающее, что в договоре найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, кроме нанимателя, указываются только его несовершеннолетние дети и супруг.
По общему правилу, установленному в части 6 статьи 100 Кодекса, в договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Согласно части 5 указанной статьи к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются, в том числе правила, предусмотренные статьей 69 Кодекса, где установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Под другими родственниками лиц из числа детей-сирот при заключении с ними договоров найма специализированных жилых помещений с точки зрения жилищного законодательства могут признаваться, например, родители, ограниченные в родительских правах, бабушки, дедушки, братья и сестры, тети, дяди и т.д.
Вместе с тем, согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г.) и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 17 января 2013 года N 36-О предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот является льготой, которая носит адресный характер и направлена на обеспечение жилым помещением именно указанной категории граждан.
В этой связи предлагаемое ограничение на указание в договоре найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами и лицами из числа детей-сирот их несовершеннолетних детей и супруга основано на правовой позиции высших судебных инстанций, позволит не допустить использование жилых помещений, предоставленных детям-сиротам иными лицами и защитить права детей-сирот от противоправных действий со стороны этих лиц.
Анализ правоприменительной практики по вопросу использования детьми-сиротами и лицами из их числа жилых помещений, предоставленных им по договору найма специализированного жилого помещения, показал, что некоторые граждане, указанной категории, относятся к предоставленным жилым помещениям не бережно, своими действиями или бездействиями приводят жилое помещение в непригодное для проживания состояние, используют жилое помещение не по назначению.
Законопроектом предлагается часть 5 статьи 103 Кодекса изложить в новой редакции, в соответствии с которой при расторжении с лицами, относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 101 Кодекса, указанные лица подлежат выселению с предоставлением другого жилого помещения по договору специализированного жилищного фонда, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.
Законопроектом также предлагается внести дополнение в статью 83 Федерального закона N 44-ФЗ, позволяющее приобретать жилые помещения для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот путем проведения запроса предложений, тем самым сэкономив время, необходимое для проведения конкурсных процедур и заключения государственного контракта почти в 3 раза и своевременно обеспечивать указанных лиц жилыми помещениями.
Предлагаемые законопроектом изменения являются необходимым условием для повышения государственных гарантий защиты жилищных прав детей-сирот и лиц из числа детей-сирот.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Директор |
Е.А. Сильянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.