Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)"
(от 22 марта 2016 г. N 7731-ОФ/Д26и)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли" (далее - проект акта, Закон соответственно), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минпромторгом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 20 марта по 4 апреля 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 31 декабря 2015 г. по 29 января 2016 г. Поступившие на этапе проведения публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета замечания и предложения включены разработчиком в сводку замечаний и предложений, в которой указаны сведения об их учете либо причинах отклонения.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 00/03-24219/03-15/16-35-4).
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 1 по 9 марта 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых были представлены позиции РСПП, Содружеством производителей фирменных торговых марок "Русбренд", Союзом производителей безалкогольных напитков и минеральных вод, Союзом малых предприятий, Коалицией владельцев малых торговых форматов и киоскеров, Группой "КАРДОС", Сургутской торгово-промышленной палатой, сетью кофеен "Кофельяно", Центральным союзом потребительских обществ Российской Федерации (Центросоюз России). Кроме того, было получено обращение Члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации К.И. Косачева о рассмотрении и использовании в работе позиции директора ООО "Информбюро" С.А. Кондрашева. Справка о проведении публичных консультаций прилагается.
Согласно данным сводного отчета проект акта подготовлен во исполнение пункта 4 раздела 2 протокола заседания Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства от 11 февраля 2015 г. N 1 (о разработке проекта нормативного правового акта, направленного на совершенствование правил организации торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных объектов торговли и общественного питания, предусмотрев определение прозрачных правил предоставления мест для нестационарных и мобильных объектов, в том числе компенсационных мест, а также длительные сроки действия разрешающих документов с их последующим продлением). Проектом акта предусматривается изменения действующего регулирования для субъектов предпринимательской деятельности, направленные на установление единообразных правил и процедур с устранением излишнего административного давления на хозяйствующих субъектов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. Проектом акта уточняются полномочия, права и обязанности всех сторон отношений в сфере торговли - как органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так и хозяйствующих субъектов.
Минэкономразвития России в целом поддерживает предложение об установлении правового регулирования нового вида объекта торговой деятельности в качестве постоянно действующей инфраструктуры по реализации продукции, а также о совершенствовании механизмов в области нестационарной торговли.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта были определены следующие риски, возникающие в результате его принятия и препятствующие достижению целей правового регулирования.
1. Согласно проектируемой редакции подпункта 10 пункта 11 статьи 11.2 Закона (абзац тридцать девять пункта 5 статьи 1 проекта акта) субъекту Российской Федерации предоставляется право ввести плату за осуществление развозной торговли, а также определить ее размер, порядок и сроки ее внесения.
Обращаем внимание, что главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен торговый сбор в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
Пунктом 1 статьи 412 Кодекса установлено, что объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Однако согласно пункту 2 статьи 413 Кодекса развозная торговля не включена в виды торговой деятельности, в отношении которой Кодексом устанавливается сбор.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно пунктам 5 и 6 статьи 3 Кодекса "ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом".
Таким образом, вопрос об установлении платы за право ведения развозной торговли, а также ее размер должен быть регламентирован Кодексом.
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным исключить абзац тридцать девять пункта 5 статьи 1 проекта акта. Кроме того, считаем целесообразным проанализировать возможные изменения в Кодекс.
2. Согласно абзацу восемнадцать пункта 5 статьи 1 проекта акта механические транспортные средства, используемые в качестве мобильного торгового объекта должны соответствовать требованиям экологического стандарта не ниже класса 4 (Евро-4), если более низкий стандарт не установлен муниципальными нормативными правовыми актами.
Обращаем внимание, что основные требования к объектам мобильной торговли и их деятельности устанавливаются нормами субъектами Российской Федерации. Считаем целесообразным установить указанное выше требование нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
3. Проектируемая редакция пункта 3 статьи 11.1 Закона (пункт 5 статьи 1 проекта акта) закрепляет право субъектов Российской Федерации устанавливать ограничения "на повторную подачу заявления о начале осуществления развозной торговли, с использованием мобильного торгового объекта, с использованием которого совершены нарушения, приведшие к аннулированию свидетельства и исключению из реестра мобильных торговых объектов.
В целях невведения избыточных ограничений для субъектов предпринимательской деятельности считаем целесообразным установить случаи, в которых невозможно повторное получение свидетельства о внесении в реестр мобильных торговых объектов в проекте акта.
При учете указанных замечаний проект акта не будет содержать положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.